Просмотр содержимого документа
«Эссе участников конкурса "АтомСфера" проекта "Школа Росатома"»
Эссе
Мне не дает покоя статья Ксении Букша «Литература в школе: десять вещей, которые бесят», опубликованная в журнале «Мел» накануне учебного года. Автор утверждает, что литература в школе скучна и неинтересна, потому что вместо современных книг, в том числе зарубежных писателей, изучаются «навевающие скуку произведения древнерусской литературы», например, «Житие Сергия Радонежского» или далекие от миропонимания современных подростков произведения Н.М. Карамзина…
-Стоп! - сказала я.
Действительно, когда впервые обратилась к произведениям русского историка, писателя, журналиста, читалось трудно. Но строчка за строчкой, страница за страницей,- и многое, хотя и не всё, открылось мне в его судьбе, творчестве, взглядах.
Когда мне верилось в добро – он понимал: «Добро всегда собой прекрасно…». Когда поступок объясняла я привычкой – он выговаривал: «Привычки, склонности и страсти у мудрых должны быть во власти – не мудро цепи их носить»! Когда я отчаивалась и не верила в свои силы – он напоминал: «Опыт знакомит нас с самим собой. Чем ближе опасность, тем менее во мне страха...». Я обижалась на весь свет – он философствовал: «Увы! Где свет без тени».
Высокие слова! Неужели они непонятны современному подростку? Вы скажите - нет! Продолжу: не понятны они по тому, что мы стремимся литературу «упростить» под современного читателя, который ориентирован на социальные сети, интернет, новый язык… Нельзя идти на поводу современности - так мы перестанем в скором времени понимать язык А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя…, перестанем быть носителями русской культуры…
Сегодня нас захватил эффект «универсальности», в сознании молодого поколения укрепилось мнение о том, что человек не должен быть привязан к месту, где он родился, к культуре, в которой воспитывался… Сегодня слово «патриотизм» некоторые стесняются произносить! Почему это происходит? Может быть, ответ как раз в том, что на уроках литературы мы перестали «смаковать» классические образцы? А советы у Карамзина такие понятные, мудрые:
– Патриотизм есть любовь ко славе и благу Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Патриотизм требует рассуждения, и по тому не все люди имеют его. Опора патриотизма – гордость Отечеством. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем всех лучше, но русские, по крайней мере, должны знать свою цену.
Можно ли не согласиться с ним? Он не только с современниками говорит, но и с нами, потомками. И только от нас зависит: состоится ли это разговор. А Карамзин приглашает к нему, как и вся русская литература, которую необходимо изучать и вникать в смыслы.
Так будем же читать прозу, стихи, очерки, статьи и разговаривать с замечательными русскими писателями. Будем достойными собеседниками им! И спорить будем, и чего-то не принимать – они - не против: «главное, чтобы картина была верна…», а смотреть на нее можно с разных точек зрения…