СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание обучающихся в системе технологического образования

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глухова Светлана Анатольевна

учитель технологии

МОУ «Гимназия № 34», г.Саратов

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

         Все больше  социально - экономические преобразования в стране требуют основательного пересмотра всех ступеней образования подрастающего поколения, подготовки всесторонне и гармонично развитых выпускников образовательных учреждений.   В современных условиях конкуренции на рынке труда обществом требуются люди, умеющие творчески применять  свои знания и навыки, умеющие преобразовывать деятельность, делая её как можно более эффективной, умеющие быстро адаптироваться в меняющейся жизни и удачно самореализоваться.

        Основа формирования такой многогранной личности зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы эстетического воспитания. В Российской педагогической энциклопедии под эстетическим воспитанием подразумевается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, что является универсальным аспектом культуры личности, помогающим росту и становлению человека, способного воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

   Свой особый вклад в эстетическое воспитание вносит и технологическое образование. Бесспорно, целью современного технологического образования является развитие каждого обучающегося, умеющего созидать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом  оборудовании, действовать в команде, строить свою профессиональную карьеру. Чем выше технологическая культура и технологическая образованность человека, тем активнее совершенствуется его чувственная (эстетическая) система.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание обучающихся в системе технологического образования»

Глухова Светлана Анатольевна

учитель технологии

МОУ «Гимназия № 34», г.Саратов



ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Все больше социально - экономические преобразования в стране требуют основательного пересмотра всех ступеней образования подрастающего поколения, подготовки всесторонне и гармонично развитых выпускников образовательных учреждений. В современных условиях конкуренции на рынке труда обществом требуются люди, умеющие творчески применять свои знания и навыки, умеющие преобразовывать деятельность, делая её как можно более эффективной, умеющие быстро адаптироваться в меняющейся жизни и удачно самореализоваться.

Основа формирования такой многогранной личности зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы эстетического воспитания. В Российской педагогической энциклопедии под эстетическим воспитанием подразумевается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, что является универсальным аспектом культуры личности, помогающим росту и становлению человека, способного воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Свой особый вклад в эстетическое воспитание вносит и технологическое образование. Бесспорно, целью современного технологического образования является развитие каждого обучающегося, умеющего созидать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, действовать в команде, строить свою профессиональную карьеру. Чем выше технологическая культура и технологическая образованность человека, тем активнее совершенствуется его чувственная (эстетическая) система.

В образовании существует множество инновационных технологий обучения, которые помогают формированию эстетического воспитания обучающихся. Проектная технология, и технология проблемного обучения, развивающее и дифференцированное обучение, эвристический и исследовательский метод, технология модульного обучения, ТРИЗ и многое другое. Современный учитель технологии в совершенстве обязан владеть этими прогрессивными педагогическими технологиями, проявлять ценностное отношение к ребенку, его воспитанию и здоровью, культуре и творчеству, должен уметь создавать «ситуацию успеха», чтобы каждый ученик проявил способность к самоизменению, самовыражению, яркие эмоции, проявил свой собственный и неповторимый художественно-эстетический вкус. Тогда, при условии грамотно выстроенного педагогического процесса, каждый обучающийся сможет состояться как «творец».

Специфика предмета «технология» такова, что большинство разделов программы связаны с эстетикой и культурой, поэтому изучение подобных разделов без использования элементов эстетического воспитания невозможно. В разделе «Кулинария» ребята учатся культуре питания, красивой сервировке стола и этикету, в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» знакомятся с понятиями «пропорция», «стиль», «силуэт», изучают виды рукоделия, узнают о народных художественных ремеслах, а когда изучают тему «Технология ведения дома», то знакомятся с понятиями «интерьер» и «дизайн», выполняют проект «Красота моего дома».

В работе по эстетическому воспитанию на уроках технологии можно выделить три основных момента: сам процесс работы, её условия и организация, и непосредственный результат – продукт труда. В технологическом образовании ученики познают и ремесло, и искусство, и науку. Понимание общественной значимости и ценности своей деятельности порождает гордость у детей, уверенность в себе, вырабатывает умение преодолевать трудности, стремиться к мастерству. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне деятельности и восприятия искусства, учат нравственности.

Самая совершенная форма трудового процесса, самый существенный элемент его красоты – творчество в труде. Когда учитель и ребенок мобилизуют все свои силы на достижение поставленной цели, проявляют инициативу, находят новый, наиболее совершенный вариант, то нет предела восторгу. Ведь еще Л.Н. Толстой, в свое время, высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Развитие человеческого труда и эстетического становления личности - процесс взаимосвязанный и взаимоопосредованный. Прежде всего, труд явился первоосновой формирования эстетического отношения человека к миру. Он сыграл решающую роль в происхождении и развитии не только физических, но и духовных качеств человека. В своей деятельности человек получил наслаждение от результатов успешных творческих, физических и умственных усилий, от преображения им самим окружающего мира. Приучая ребенка к труду, мы воспитываем гуманизм, милосердие, чувства долга, овладение этическими нормами поведения человека в обществе. Закон единства труда и красоты состоит в том, что это не два искусственно соединяемых процесса, а две органически взаимосвязанные стороны.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание обучающегося в технологическом образовании, мы обеспечим в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Поэтому, говоря об эстетическом воспитании школьников, нужно иметь в виду не воспитание особо талантливой и способной молодежи или специальное образование в области искусства, а приобщение к миру прекрасного, к многовековой эстетической культуре, обеспечение для всех учащихся возможностью наслаждаться прекрасным и посильно проявлять себя в художественном творчестве и деятельности, несущей людям радость и красоту. Использование воспитательного образовательного и развивающего потенциала технологического образования создаёт прочную основу для формирования творческого, интеллигентного человека, практически владеющего различными видами деятельности и способного решать возникающие перед ним задачи.

Таким образом, можно сказать, что в технологическом образовании заложены огромные возможности для реализации эстетического воспитания, возможности сформировать гармоничную и совершенную личность ребенка, и тем самым удовлетворить потребности современного общества.