СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы проектирования урока литературы: формулирование темы, целей, подготовка проекта и сценария урока на основе технологии продуктивного чтения на примере урока в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе дается небольшой практикум по работе с художественным текстом на основе использования технологии продуктивного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Этапы проектирования урока литературы: формулирование темы, целей, подготовка проекта и сценария урока на основе технологии продуктивного чтения на примере урока в 5 классе»

Козлова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория,

ЧОУ «СШ №23 «Менеджер», г. Альметьевск

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ: ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ, ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА И СЦЕНАРИЯ УРОКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКА В 5 КЛАССЕ



Проектирование урока в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" .Глава "Я и мой отец"(практикум)

Учитель

1. Предварительно читает текст и вычитывает три уровня текстовой информации: фактуальную (содержится в тексте в явном виде), подтекстовую (присутствует в тексте в неявном виде, «между строк») и концептуальную (основной смысл (смыслы) текста).

-Плохо, молодой человек, плохо! В (почему плохо?) О — говорил мне нередко старый Януш из за́мка, встречая меня на улицах города в свите пана Туркевича или среди слушателей пана Драба.

И старик качал при этом своею седою бородой.

-Плохо, молодой человек, — вы в дурном обществе!( Вызывающий моральное осуждение, безнравственный, не удовлетворяющий требованиям общественной нравственности. Дурной человек.) П. Жаль, очень жаль сына почтенных родителей, который не щадит семейной чести.

Действительно, с тех пор как умерла моя мать, а суровое, лицо отца стало еще угрюмее, меня очень редко видели дома .В поздние летние вечера я прокрадывался(проходить крадучись, незаметно) по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом , отворял посредством особых приспособлений свое окно, полузакрытое густою зеленью сирени, и тихо ложился в постель. Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку.

А утром, чуть свет, когда в доме все еще спали, я уж прокладывал росистый след в густой, высокой траве сада, перелезал через забор и шел к пруду, где меня ждали с удочками такие же сорванцы-товарищи, или к мельнице, где сонный мельник только что отодвинул шлюзы и вода, чутко вздрагивая на зеркальной поверхности, кидалась в «лото́ки»( водосто́к (в водяной мельнице), ме́льничный лото́к) и бодро принималась за дневную работу.

Большие мельничные колеса, разбуженные шумливыми(издающими шум) толчками воды, тоже вздрагивали, как-то нехотя подавались, точно ленясь проснуться, но чрез несколько секунд уже кружились, брызгая пеной и купаясь в холодных струях. За ними медленно и солидно трогались толстые валы, внутри мельницы начинали грохотать шестерни, шуршали жернова, и белая мучная пыль тучами поднималась из щелей старого-престарого мельничного здания.

Тогда я шел далее. Мне нравилось встречать пробуждение природы; я бывал рад, когда мне удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка или выгнать из борозды трусливого зайца. Капли росы падали с верхушек трясунки(Однолетнее или многолетнее злаковое растение с раскидистой метелкой крупных сжатых с боков колосков), с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. Деревья встречали меня шепотом ленивой дремоты. Из окон тюрьмы не глядели еще бледные, угрюмые лица арестантов, и только караул, громко звякая ружьями, обходил вокруг стены, сменяя усталых ночных часовых.

Я успевал совершить дальний обход, и все же в городе то и дело встречались мне заспанные фигуры, отворявшие ставни домов. Но вот солнце поднялось уже над горой, из-за прудов слышится крикливый звонок, сзывающий гимназистов, и голод зовет меня домой к утреннему чаю.

Вообще все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением. Отец также поверил этому и делал иногда попытки заняться моим воспитанием, но попытки эти всегда кончались неудачей В (почему?) О. При виде строгого и угрюмого лица, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, я робел и замыкался в себя. Я стоял перед ним, переминаясь, теребя свои штанишки, и озирался по сторонам. Временами что-то как будто подымалось у меня в груди; мне хотелось, чтоб он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и, быть может, мы вместе заплакали бы — ребенок и суровый мужчина — о нашей общей утрате. Но он смотрел на меня отуманенными глазами, как будто поверх моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом. П.

-Ты помнишь матушку?

Помнил ли я ее?(прямой авторский вопрос и далее в тексе идет ответ)

О да, я помнил ее! Я помнил, как, бывало, просыпаясь ночью, я искал в темноте ее нежные руки и крепко прижимался к ним, покрывая их поцелуями. Я помнил ее, когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину, прощаясь с нею в последний год своей жизни.

О да, я помнил ее!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. А потом, когда ее унесли в толпе незнакомых людей, не мои ли рыдания звучали сдавленным стоном в сумраке первой ночи моего сиротства?

О да, я ее помнил!.. И теперь часто, в глухую полночь, я просыпался, полный любви, которая теснилась в груди, переполняя детское сердце, — просыпался с улыбкой счастия, в блаженном неведении, навеянном розовыми снами детства. И опять, как прежде, мне казалось, что она со мною, что я сейчас встречу ее любящую милую ласку. Но мои руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда я сжимал руками свое маленькое, больно стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями мои щеки.

О да, я помнил ее!.. Но на вопрос высокого, угрюмого человека, в котором я желал, но не мог почувствовать родную душу, я съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку.

И он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал, что не имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит какая-то неодолимая стена В (что за стена?) О. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. П.

И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже. В (почему?) О Он все более убеждался, что я — дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем, и сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не находит для этой любви угла в своем сердце, еще увеличивало его нерасположение. И я это чувствовал. П. Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, все ускоряя походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда мое сердце загоралось жалостью и сочувствием. Один раз, когда, сжав руками голову, он присел на скамейку и зарыдал, я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь неопределенному побуждению, толкавшему меня к этому человеку. Но он, пробудясь от мрачного и безнадежного созерцания, сурово взглянул на меня и осадил холодным вопросом:

-Что нужно?

Мне ничего не было нужно. Я быстро отвернулся, стыдясь своего порыва, боясь, чтоб отец не прочел его в моем смущенном лице. Убежав в чащу сада, я упал лицом в траву и горько заплакал от досады и боли.

С шести лет (совсем ещё маленький!) я испытывал уже ужас одиночества.

2. Определяет художественную задачу текста (мотив, который побудил автора к написанию произведения, замысел) и жанр текста.

Художественная задача повести В.Г. Короленко - помочь читателю задуматься о том, к чему может привести непонимание между родителем и ребенком, как оно возникает, как влияет на обоих, на судьбу, на характер.

Жанр – повесть.

3. Формулирует цели урока (для себя и для учеников) – конкретные учебные цели именно этого урока в соответствии с возрастом детей и художественной задачей текста.

Цели: проследить по тексту, что чувствовал и переживал рассказчик, помочь детям представить картины, пережить определённые эмоции (недоумение, боль, сострадание).

4. Формулирует тему урока (именно как тему, а не как название произведения), исходя из художественной задачи текста и целей урока.

Тема. Взаимоотношения отца и сына(3 глава повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")

5. Определяет тип урока.

Тип урока. Первый урок работы с новым текстом (восприятие, анализ).

6. Обдумывает этап работы с текстом до чтения.

Легко ли прогнозировать содержание текста с названием «В дурном обществе»? Помогает ли в этом иллюстрация?

7. Выбирает вид первичного чтения (учитель вслух, дети про себя или вслух, комбинированное).

Первичное чтение: учитель вслух, так как дети должны эмоционально «прожить» текст при первичном чтении (приёмы - диалог с автором, комментированное чтение).

8. Обдумывает в общем виде этап перечитывания (сколько раз перечитываем, зачем, какие приёмы анализа используем на каждом этапе).

Перечитываем один раз (дети). Читаем и представляем картины, называем

эмоции – свои и рассказчика. Беседа.

9. Продумывает обобщающую (концептуальную) беседу с постановкой главного смыслового вопроса.

1) Что волнует автора? О чём он задумывается?

2) Какими были взаимоотношения Васи с отцом? (отсутствие взаимопонимания, досада и боль)

3) Почему отец и сын оба испытывали досаду и боль, но не могли помириться? (Это главный смысловой вопрос, он выводит на понимание основной мысли, замысла автора).

10. Продумывает этап работы с текстом после чтения (повторное обращение к заглавию и иллюстрациям, беседа о писателе, творческие задания).

После чтения:

1) Если бы вам предложили назвать по-другому это произведение, какое

заглавие вы бы предложили?

2) Каким человеком вам представляется писатель В.Г. Короленко?

3) Нарисуйте развалины замка.

11. Выбирает домашнее задание.

Прочитать главы 4-6 повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" и подготовить их выразительное чтение и пересказ ( по группам).Заполнить таблицу "Портретная характеристика героев".

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возрасата. – М.: БАЛАСС, 2014.

2. Короленко В.Г. Дети подземелья . – М.: Советская Россия, 1983. – 42 с.