Этапы речевого развития малыша от 0 до 3 лет
учитель-логопед КГКОУ ШИ 16
Гендель С.В.
Ранний возраст ребенка-
это особый период для успешного развития речи. Поэтому родителям очень важно знать по каким нормам развивается речь, чтобы вовремя заметить несоответствие и принять меры.
1 период: Дословесный период речевого который продолжается от 0 до 12 – 14 месяцев (появление первых слов в речи ребенка):
от 0 до 3 месяцев
крик, плач
от 3 до 6 месяцев
гуление
от 6 до 11 месяцев
лепет
11 месяцев
звукоподражание
2 период: Словесный период речевого развития, продолжающийся от 1 года до 7 лет:
11 -13 месяцев
1,5 года
-понимает простую инструкцию
2 года
-первые осмысленные слова («мама», «дядя» бобо, бах, ам, дай) Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) 5-9 слов
-Показывает одну часть тела. Узнаёт изображение на картинке.
3 года
-Использует слова: «Я», «Мне», «Ты».
-от 20 до 40 слов
-словарный запас от 800 до 1500 слов и выше, ребенок общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов.
-словарный запас минимум 50 до 250 слов, ребенок начинает использовать предложение из 2 слов.
-Называет своё имя, пол, возраст. Понимает сказки без зрительной опоры на картинки.
Чем помочь ребенку?
От рождения до 1 года
То, что ребенок еще не говорит — не повод ограничивать его в общении. Скорее наоборот. Общайтесь с малышом большую часть времени, стараясь следовать определенным правилам:
Используйте коротенькие стишки-потешкий во время массажа, купания, игр с малышом, сочетайте произносимые слова с действиями, дотрагивайтесь до частей тела малыша, когда называете их, показывайте озвученные предметы.
Отвечайте на гуление малыша. Произносите звуки вместе с ним.
Во время общения с ребенком смотрите на него. Малышу важно, чтобы речь была адресована лично ему. Показывайте крохе окружающие его предметы, называя их. Рассказывайте ему о своих действиях. Говорите четко и по возможности медленно. В этом возрасте еще допустимо, чтобы родитель использовал в своей речи «детские» формы слов: «ам-ам», «би-би», «ту-ту». Это позволит ребенку легче включиться в процесс общения .
От года до 1,5
Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых.
При общении с малышом следуйте следующим правилам:
Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной.
Показывайте крохе новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Используйте наглядный материал.
Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («пи-пи», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («писать», «кушать»).
Описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.
Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайт ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».
От 1.5 лет до 2.5 лет
Продолжайте разговаривать с ребенком, создавайте различные ситуации и проговаривайте их. Развивайте мелкую моторику: предлагайте малышу лепить, рисовать, перебирать мелкие предметы. Усложняйте свою речь при разговоре : используйте стишки, песенки, потекши, сказки. Продолжайте говорить четко и внятно, но уже с нормальной скоростью. Превращайте свое повествование о предметах и явлениях в небольшой рассказ. Применяйте в своей речи прилагательные, местоимения, наречия. Вступайте в диалог с ребенком, слушайте его внимательно, не перебивая . Поощряйте желание малыша говорить (улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы). Тактично исправляйте в речи ребенка неправильно произнесенные слова и «детские» выражения. Например, кроха сообщает: «Мама ав-ав дёт!», — мама тут же реагирует: «Да, собачка идет». Тут же можно перейти к описанию: «Собака говорит „ав-ав“, у нее блестящая шерсть, длинные лапы ».
Помогайте ребенку усложнять собственную речь: «Дем гулять» — «Данила хочет пойти погулять на улице». Усложняйте задания направленные на понимание обращенной речи. Предлагайте малышу принести предметы, не находящиеся в поле его зрения, обратиться к другим взрослым с просьбой, найти определенную игрушку, выбрать картинку или кубик с конкретным изображением из множества. Озвучивайте не одно действие, а их последовательность: «пожалуйста, сходи на кухню, возьми на столе чашку и принеси мне».
2.5- 3 года
Продолжайте усложнять свою речь и обращенные к малышу задания. Старайтесь посещать новые места, знакомить ребенка с новыми явлениями. Теперь взрослый в разговоре с ребенком перестает быть преимущественно рассказчиком и старается больше слушать и побуждать малыша к общению:
Задавайте ребенку вопросы: «Что сегодня происходило в детском саду?», «С кем ты дружишь? Почему?», «Расскажи, как ты провел день у бабушки?». Предлагайте ребенку описать правила игры, рассказать сюжет прочитанной сказки, подумать над ним. Не прерывайте ребенка, если он хочет высказаться. Помогайте малышу подобрать слова для составления предложения. Тактично исправляйте речевые ошибки крохи, но только после того как он завершит фразу.
Конечно, вышеназванные этапы не имеют четких границ и могут варьироваться в зависимости от особенностей развития конкретного ребенка.
Например, у мальчиков сроки могут смещаться на целых четыре-пять месяцев, для девочек, как правило, это не характерно — их отставание в речевом развитии считается нормальным, если не превышает 2-3 месяца.
Нет и абсолютно жестких норм относительно количества произносимых слов. Например, ребенок может использовать всего 7 слов в годовалом возрасте вместо «положенных» 10, а до 2.5 пользоваться более простыми формами слов и даже придумывать собственные.