СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этикет и мы. Классный час для учащихся 8 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час  для учащихся 8 класса на этическую тему. В сценарии имеются  элементы постановки, стихи и небольшие песенки, которые помогают разобраться в вопросах этикета

Просмотр содержимого документа
«Этикет и мы. Классный час для учащихся 8 класса»

Тема: Поговорим об этикете

Цель: привить ученикам основные навыки этического поведения в общении с людьми, хорошие манеры, воспитывать чувство товарищества, уважение к женскому полу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе.

Знать его необходимо. Некультурных, грубых людей стараются избегать, их не любят и не уважают.

И сегодня я хочу вам предложить проверить себя: насколько хорошо знаете вы правила хорошего тона.

Но сначала немного истории. Откуда родом слово «этикет»? Оно пришло из Франции XVII века. В это время страной правил король Людовик XIV, которого называли Король- Солнце. Ему было неприятно, что высокопоставленные гости позволяют себе за столом громко сморкаться, икать и даже вытирать жирные от пищи руки о свои парики. Поэтому на одном из званых вечеров возле прибора каждого приглашённого лежала небольшая бумага, на которой было написано, что гости могут делать, а чего не должны. Эту записку назвали этикеткой. А мы с вами уже знакомы со словом этикет и родственным ему «этика» - наука, которая изучает правила поведения . А знаем ли мы их? И, что ещё главнеё, выполняем ли мы их?

( Просмотр эпизодов из школьной жизни

Кто знает, почему при входе в помещение мужчины должны снять головной убор?

А почему при рукопожатии необходимо снять перчатку или варежку?

Куда лучше положить сумку или рюкзак??

Это была разминка. А сейчас давайте поиграем. Мы объединились в команды и начинаем брейн- ринг. Побеждает команда, которая отвечает быстро и правильно.

1 Кто первым здоровается в помещении?( кто входит)

2 Кто здоровается первым, тот кто стоит или тот, кто идет? ( кто идёт)

3 Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в помещение, или тот, кто выходит из помещения?( выходит)

4 Мальчик и девочка поднимаются и спускаются по лестнице. Кто и когда должен идти первым?( вверх- мальчик впереди, вниз- мальчик впереди)

5 Кто должен первым входить и выходить из автобуса? Почему? (Входит девочка. Выходит мальчик)

6 В кинотеатре, Дворце культуры, театре вам необходимо пройти к своим местам, но некоторые зрители уже сидят. Как надо проходить по ряду?( в театре- лицом к сцене, в кинотеатре- лицом к зрителям)

7 Кто здоровается первым во время разговора по телефону?( кто звонит)

8 Кто должен перезвонить, если разговор прервали, почему?( звонивший)

9 Кто первым прекращает телефонный разговор: юноша или девушка?( тот, кто позвонил)

10 Может ли девушка отказаться танцевать с юношей, который её приглашает? Как тактично это сделать?( сослаться на усталость, не танцевать с другим этот танец)

11 Может ли юноша отказать девушке, если она пригласила его на «белый» танец?( нет)

12 Юноша вошёл в автобус с девушкой, ей кто-то уступил место. Кто должен поблагодарить за это- юноша или девушка?( и юноша, и девушка)

14 Что общего во всех правилах вы отметили?

Мальчик, юноша, мужчина должен бережно относиться к своей спутнице, беречь её, ведь он защитник, опора.

Я упоминала короля Людовика, во дворце которого часто собирались гости, Мы с вами не бываем в королевских дворцах, но в гости ходить любим и у себя гостей тоже принимаем. Пока основную работу берут на себя родители, но совсем скоро у вас будут собственные компании. Как же не попасть впросак? Посмотрите на этюд, который разыграют ребята, и найдите ошибки.

Сценка « День рождения»

1 Когда нужно приходить в гости?

2 Как надо вести себя, если вы пришли раньше времени?

3 Как должен вести себя хозяин, если гости не знакомы?

4 Как принимать подарки?

5 Как быть, если подарили одинаковые подарки?

6 Стоит ли оставлять на подарке ярлык с ценой?

7 Стоит ли упоминать о стоимости подарка?

8 Стоит ли ждать тех, кто опоздал, и если да, то сколько?

А сейчас посмотрим, как правильно сервировать стол

Кто быстрее! Девочки накрывают на стол и комментируют свои действия

Посмотрите ещё один этюд и найдите ошибки в поведении гостей и хозяйки.

Сценка «Хорошая хозяйка»

1Следует ли хозяйке предложить гостям вымыть руки?

2 Как поступить с салфеткой7

3Следует ли брать с собой сменную обувь?

4 Если гости не принесли сменную обувь, что делать хозяйке?

5 Следует ли критиковать блюда или говорить о том, что вам не нравится?

6 Кто садится за стол первым, гости или хозяева?

7 Кто первым начинает есть, гости или хозяева?

8 Как должна вести себя хозяйка, если что-то разбилось или разлилось?

9 Как правильно есть хлеб?

10 Как правильно сидеть за столом?

11 Уместно ли просить или уносить что-то с праздничного стола?

12 Как вести себя хозяйке в подобной ситуации?

13 Какие продукты можно брать руками? ( Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, сахар-рафинад)

14 Если еда прервана, как кладут приборы? ( на край тарелки)

15 Если еда окончена, как кладут приборы? (в тарелку параллельно друг другу)

16 Как есть торт или пирожные?

Учитель: После полёта в космос, Юрий Гагарин объехал весь мир и везде был желанным гостем. Побывал он и в Великобритании. На приёме у английской королевы он замешкался . потому что не знал, каким прибором пользоваться. Он извинился и сказал, что вырос в простой деревенской избе ,где единственным прибором была ложка. Королева ответила, что выросла в королевском дворце и знает правила этикета с детства, но тоже очень любит есть ложкой. И они стали есть ложками. О чём говорит этот эпизод?

( Гостей надо уважать, делать так, чтобы им было комфортно в вашем доме))

Учитель :А сейчас конкурс «Как пить компот» ( мальчики?

Как надо пить напитки? Как есть фрукты из компота? Куда девать косточки?

Очень важно не только вести себя правильно, но и грамотно говорить. Ведь речь человека- показатель его культуры. Интеллекта. Недаром великий Саади сказал…..Умён ты или глуп. Велик ты или мал не знали мы, пока ты слова не сказал

А вот как говорят некоторые из нас.

Сценка «Как мы говорим»

Если хочешь, чтобы тебя считали хорошим собеседником, запомни эти правила . ( учащиеся)( на доске)

Учитель :Вот ещё о чем хотелось поговорить. Есть у ребят такая привычка- давать друг другу прозвища. Одного называют жирняком, только потому что он полней других, другого обзывают Барбосом, так как он любит животных и подкармливает бездомных собак, третью почему окликают Чернушкой, ведь у неё тёмные волосы. Клички обижают детей, я знаю случаи, когда дети переходили в другую школу или переезжали в другой район города, чтобы отвязаться от навязчивого прозвища. Поэтому давайте избавляться от глупых привычек давать друг другу клички и прозвища. Кому приятно быть Барбосом?

М.Карапузов "Очень вежливый индюк":
Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже, Он кричал "Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости - Поучится вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример Замечательных манер.
Даже когда спит она, Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осел! Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба? Говори: "Приду, спасибо."
Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла Ты свое свиное рыло."
Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел -
Ни Корова, ни Собака, Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости!
Зря пропали все труды! Все они балды-балды!"
И добавил с высоты Своего величия:
"Не усвоили, скоты, Правила приличия!"
Учитель: нам всё чаще приходится посещать Дворец культуры. То встреча с интересными людьми, то спектакль. Как вести себя?

1За сколько минут следует приходить в театр?

2 Как быть с мороженым, если сеанс начинается, а мороженое ещё не съедено?

3 Как поступить с номерком?

4 Когда следует идти в гардероб?

Учитель : Сейчас многие люди путешествуют, ездят в другие страны. Для того чтобы не попасть впросак , надо поинтересоваться обычаями той страны, в которую ты едешь.

Сообщения учащихся об обычаях Италии и Турции

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится нами так дорого, как вежливость.

Ваше задание : за 3 минуты записать как можно больше вежливых слов, которые мы употребляем

( задания на карточках)

Учитель: Телефон так прочно вошёл в нашу жизнь, что трудно себе, как мы обходились без него раньше. Но и здесь есть свои правила. Давайте послушаем их.

(Сообщения учащихся)

Есть правила, которые регулируют нашу школьную жизнь. Они так и называются ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Сообщения учащихся

Что будет, если ребята не будут выполнять эти правила?

Учитель: И ещё один важный вопрос . Как следует одеваться?

Писател граф Лев Толстой в молодости был большим щёголем. Он считал , что общаться можно только с теми, кто соответствовал званию человек комильфо и однажды даже не поздоровался с приятелем, потому что тот был без перчаток, т.е был не комильфо.

Почему домашняя одежда должна отличаться от той, в которой мы ходим в школу?

Какой должна быть школьная одежда?

Дефиле школьной одежды

А теперь посмотрите, как одеваются иногда наши учащиеся и скажите, когда они лучше выглядят и почему?

Давайте подведём итоги. Зачем нужны правила поведения? Следует ли их соблюдать и зачем?

Если ты хочешь, чтобы тебя считали воспитанным человеком, изучай и выполняй правила этикета. Окружающим будет комфортно собой, а тебе - с ними.




.