ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ
КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Цель урока:
Повторить, обобщить и привести в систему изученный материал по теме «Файлы и файловая система»
Устная работа
- Назовите логические имена устройств внешней памяти на компьютере, к которому вы имеете доступ.
- Что такое файл?
- Как записывается имя файла?
3) Что такое каталог? Какой каталог называют корневым?
4) Что такое файловая система? Каковы виды файловых систем?
Тест
Найди правильный ответ на заданный вопрос, напиши номер правильного ответа.
Вы купили новый CD- диск с игрой, стали просматривать информацию, имеющуюся на компьютере:
- Напишите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре?
- Напишите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре?
- Напишите, какой файл вы откроете, чтобы просмотреть демонстрационный ролик к игре?
- Напишите, какой файл вы откроете, чтобы запустить игру?
- Определите тип оставшегося файла.
Даны названия файлов, записанные под номерами:
1. ИГРА.avi
2. ИГРА.txt
3. ИГРА.wav
4. ИГРА.bmp
5. ИГРА.com
Работа с файлами
Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения.
Основные операции с файлами:
- копирование (создаётся копия файла в другом каталоге или на другом носителе);
- перемещение (производится перенос файла в другой каталог или на другой носитель, исходный файл уничтожается);
- переименование (производится переименование собственно имени файла);
- удаление (в исходном каталоге объект уничтожается).
При поиске файла можно использовать маску имени файла - последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в том числе:
? (вопросительный знак) - означает ровно один произвольный символ;
* (звездочка) - означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.
Например, по маске n?.* будут найдены файлы с произвольными расширениями и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы « n ».
Практическая работа
"Работа с объектами файловой системы"
Ход работы
Задание 1. Создание, копирование, удаление, перемещение, переименование папок и файлов
- Создать в папке «Домашний каталог» каталог Мои файлы.
Для этого откройте «Домашний каталог», с помощью правой кнопкой мыши (на пустом месте каталога) вызовите Контекстное меню-Создать каталог.
2. Запустить текстовый процессор OpenOffiсe Writer и набрать в нём свою визитную карточку (фамилию, имя, отчество, адрес, телефоны).
3. Сохранить набранный текст в папке Мои файлы под именем Визитка.txt (Файл- Сохранить как. Формат поменять в поле Все форматы)
4. Создать в папке «Домашний каталог» каталог NewFolder .
5. Скопировать в каталог NewFolder файл Визитка.txt из папки Mои файлы .
6. Переименовать файл Визитка.txt из папки NewFolder в файл card.txt .
7. Скопировать файл card.txt в папку Mои файлы .
8. Переместить папку NewFolder в папку Mои файлы .
9. Определить время создания файла Визитка.txt и его размер в байтах.
10. Удалить папку Mои файлы .
Ход работы
Задание 2. Работа с файлами
1. Перейдите в каталог ФАЙЛЫ.
2. Упорядочивая файлы по имени, типу или размеру ответьте на следующие вопросы:
- 1) Сколько в каталоге ФАЙЛЫ содержится файлов, размер которых превышает 1000 КБ?
- 2) Сколько в каталоге ФАЙЛЫ содержится рисунков?
- 3) Сколько в каталоге ФАЙЛЫ содержится файлов, имя которых начинается с русской буквы «П»?
3. Удалите из каталога ФАЙЛЫ все файлы, имеющие расширение ТХТ.
4. Переименуйте файлы с произведениями А.П. Чехова (всего 10 файлов), указав в новом имени порядковый номер и фамилию автора (например, 1Чехов.doc)
Физкультминутка
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (Повторить 4-5 р.).
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движения указательного пальца вытянутой руки вправо и влево, вверх и вниз. (Повторить 4-5 раз).
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счет 1-6 (Повторить 1-2 раза).
Ответим и сделаем выводы:
- В чём храниться вся информация на дисках?
- Что указывает на содержимое файла?
- Как вы думаете, можно ли графический файл открыть с помощью текстового редактора? Поясните.
- По какому принципу файлы можно «складывать» в папки (каталоги)?
- Каталоги (папки), в свою очередь также можно объединять в каталоги (папки).
Итог урока
- Какая цель урока была?
- Достигли ли вы поставленных целей ?
- Какими понятиями вы сегодня оперировали?
- Какие операции над файлами и папками Вы сегодня научились осуществлять?
- Где вы можете применить полученные знания?
Домашнее задание
Спасибо
за
внимание!