ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Агибаева Анель Нурлановна,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Формирование ценностных ориентаций у старших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем и являются установками, по которым человек выбирает свой путь. В.С. Мухина, описывая основные возрастные особенности старшего школьника, отмечает, что у ребенка отмечается общая сензитивность к воздействию окружающей жизни, которая содействует адаптационным формам его поведения [1]. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям «Потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности» [2, 119].
ГОСО предусматривает нравственную направленность в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Однако практика школьного обучения показывает, что работа по ориентации старших школьников на нравственные ценности часто проводится бессистемно, а формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения. Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация старших школьников на нравственные ценности, которая идет от совместных действий с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на самоконтроле и самооценке [3].
Ценности, отраженные в правилах, позволяют заложить в ребенке основы для осмысления отношений его внутреннего мира и внешнего мира, определить границу между «хочу», «я сам» и «свобода», «достоинство», «независимость». Соотношение понятий «правила» и «свобода» не является взаимоисключающим. На наш взгляд, ценности, которые постигает ребёнок посредством культурных образцов, являются определённым социокультурным механизмом защиты ребёнка от негативных, случайных воздействий или ситуаций. В культурных образцах заложена возможность видеть себя через «других», выделить позитивные и негативные действия, избежать неудачи. Из самостоятельного выбора правил, ценностей, смыслов и действий рождается характер личности младшего школьника, его индивидуальность [4].
На формирование ценностных ориентаций старших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств. Формирование ценностных ориентаций старших школьников, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. В связи с этим, в работе Н.А. Асташовой рассматривается полный цикл формирования ценностных ориентаций. Он включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, в потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности [5, 13].
Важной социально-психологической особенностью старшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений. Поэтому для принятия ценностей подростком необходимо создание единого пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения [4, 14].
Следует отметить, что на выбор ценностей старшим школьником в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей. Поэтому первостепенная задача педагога и родителей - не просто дать набор ценностей, а помочь учащимся старшего школьного возраста их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии, потому что знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:
- с педагогом - приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);
- с дружественной детской средой (коллективом) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- с социальными субъектами - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия [3, 47].
Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Э.В. Соколов выделил следующие важнейшие функции ценностных ориентаций [5, 79]:
- экспрессивная - способствует самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится передать другим принятые ценности, достичь признания, успеха;
- адаптивная - выражает способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;
- защитная - ценностные ориентации выступают «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;
- познавательная - направлена на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности;
- координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [14, 80].
Формирование ценностных ориентаций старших школьников имеет три важнейших аспекта:
- формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества;
- формирование у младших школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов;
- формирование у младших школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой [6, 101].
Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, а предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций [6, 41].
Как полагает Н.А. Асташова, полный цикл формирования ценностных ориентаций учащихся может включать следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностной ориентации; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в потенциальное состояние; актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности педагога или родителя [3, 11].
Результаты анализа научной литературы по проблеме развития ценностных ориентаций оформим в виде таблицы 1.
Таблица 1. - Основные понятия категории «ценностные ориентации»
Понятие | Сущность |
Ценность | важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления |
Ценностные ориентации личности | разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов |
Ценностные ориентации | элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. |
Жизненные ценности | это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может. |
Отношения | базисная категория, характеризуется значимой для субъекта направленностью на объект, в качестве которого выступают не только материальные вещи, но и феномены культуры, духовные ценности, другие люди |
Ценностные отношения | устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания, опыт собственной выстраданной иерархии смыслов. |
Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности учащихся старшего школьного возраста, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому дана возможность самому моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям.
Список литературы
Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. // Начальная школа, 2021. - №1. - С. 46 - 48.
Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. – Астана, 2018. – 128 с. - [Электронный ресурс] - https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669.
Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. - 2021. - №8. - С. 8 - 13.
Платохина Н.А. Концептуальные основы ценностно-смыслового развития детей. // Вестник, 2022. - №10. - С. 89 - 92.
Соколов Э.В. Культура и личность. - М.: Педагогика, 2023. - 230 с.