СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы формирования ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проанализированы основные понятия категории "ценностные ориентации", выявлены факторы формирования ценностных ориентаций старших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Факторы формирования ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста»

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Агибаева Анель Нурлановна,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Формирование ценностных ориентаций у старших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем и являются установками, по которым человек выбирает свой путь. В.С. Мухина, описывая основные возрастные особенности старшего школьника, отмечает, что у ребенка отмечается общая сензитивность к воздействию окружающей жизни, которая содействует адаптационным формам его поведения [1]. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям «Потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности» [2, 119].

ГОСО предусматривает нравственную направленность в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Однако практика школьного обучения показывает, что работа по ориентации старших школьников на нравственные ценности часто проводится бессистемно, а формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения. Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация старших школьников на нравственные ценности, которая идет от совместных действий с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на самоконтроле и самооценке [3].

Ценности, отраженные в правилах, позволяют заложить в ребенке основы для осмысления отношений его внутреннего мира и внешнего мира, определить границу между «хочу», «я сам» и «свобода», «достоинство», «независимость». Соотношение понятий «правила» и «свобода» не является взаимоисключающим. На наш взгляд, ценности, которые постигает ребёнок посредством культурных образцов, являются определённым социокультурным механизмом защиты ребёнка от негативных, случайных воздействий или ситуаций. В культурных образцах заложена возможность видеть себя через «других», выделить позитивные и негативные действия, избежать неудачи. Из самостоятельного выбора правил, ценностей, смыслов и действий рождается характер личности младшего школьника, его индивидуальность [4].

На формирование ценностных ориентаций старших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств. Формирование ценностных ориентаций старших школьников, системы их установок и убеждений не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. В связи с этим, в работе Н.А. Асташовой рассматривается полный цикл формирования ценностных ориентаций. Он включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностных ориентаций; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, в потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности [5, 13].

Важной социально-психологической особенностью старшего школьника можно считать динамичность нравственных представлений. Поэтому для принятия ценностей подростком необходимо создание единого пространства для духовно-нравственного развития ребенка, важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности в образовательном учреждении, создание воспитывающей нравственно и ценностно-ориентированной среды образовательного учреждения [4, 14].

Следует отметить, что на выбор ценностей старшим школьником в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей. Поэтому первостепенная задача педагога и родителей - не просто дать набор ценностей, а помочь учащимся старшего школьного возраста их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии, потому что знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:

- с педагогом - приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

- с дружественной детской средой (коллективом) - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- с социальными субъектами - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия [3, 47].

Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Э.В. Соколов выделил следующие важнейшие функции ценностных ориентаций [5, 79]:

- экспрессивная - способствует самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится передать другим принятые ценности, достичь признания, успеха;

- адаптивная - выражает способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество;

- защитная - ценностные ориентации выступают «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

- познавательная - направлена на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности;

- координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [14, 80].

Формирование ценностных ориентаций старших школьников имеет три важнейших аспекта:

- формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества;

- формирование у младших школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов;

- формирование у младших школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой [6, 101].

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, а предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций [6, 41].

Как полагает Н.А. Асташова, полный цикл формирования ценностных ориентаций учащихся может включать следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностной ориентации; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в потенциальное состояние; актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности педагога или родителя [3, 11].

Результаты анализа научной литературы по проблеме развития ценностных ориентаций оформим в виде таблицы 1.


Таблица 1. - Основные понятия категории «ценностные ориентации»


Понятие

Сущность

Ценность

важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления

Ценностные ориентации личности

разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов

Ценностные ориентации

элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и

социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью

определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Жизненные ценности

это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.

Отношения

базисная категория, характеризуется значимой для субъекта направленностью на объект, в качестве которого выступают не только материальные вещи, но и феномены культуры, духовные ценности, другие люди

Ценностные отношения

устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания, опыт собственной выстраданной иерархии смыслов.


Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности учащихся старшего школьного возраста, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к жизни требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому дана возможность самому моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям.


Список литературы


  1. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. // Начальная школа, 2021. - №1. - С. 46 - 48.

  2. Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. – Астана, 2018. – 128 с. - [Электронный ресурс] - https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669.

  3. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. - 2021. - №8. - С. 8 - 13.

  4. Платохина Н.А. Концептуальные основы ценностно-смыслового развития детей. // Вестник, 2022. - №10. - С. 89 - 92.

  5. Соколов Э.В. Культура и личность. - М.: Педагогика, 2023. - 230 с.