Факультативный курс «ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»
/На примере биогеоценозов в окрестностях пос. Станционный Акмолинской области/
Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080
Цели и задачи экологического обучения и воспитания
освоение знаний о биоразнообразии, видовом составе и жизненных формах растений и животных Акмолинской области и пос. Станционный;
знакомство с редкими видами растений и животных Акмолинской области и имеющимися в нашей местности;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;
развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
применение полученных знаний и умений для решения экологических задач в повседневной жизни, выявления влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека
овладение учениками нахождения предполагаемых путей решения экологических проблем своей местности;
Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 6-8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний.
Главная цель курса:
изучение учащимися биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах вблизи пос. Станционный;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, повышение мотивации к самостоятельному приобретению знаний;
воспитание любви к своему краю, своему селу, формирование экологической культуры личности.
Основными задачами курса являются:
ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, Казахстане, Акмолинской области, ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края;
освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных березовых колков вблизи пос. Станционный, а также о необходимых мерах их охраны;
формирование понятий о возможностях использования хозяйственно-ценных видов растений и животных;
изучение учащимися экологических проблем своей местности;
выявление учащимися источников загрязнения биосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека;
овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.
Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.
Программа факультативного курса «Экология родного края» предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю).
Содержание программы
1 Введение (4 часа)
Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия. История изучения природы Акмолинской области. Биоразнообразие пос. Станционный.
Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.
2 Растительность пос. Станционный (9 часов)
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения поселка. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения поселка Станционный. Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников поселка Станционный. Травянистые растения и разновидность травянистой растительности поселка Станционный. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников.
Практические работы. Определение видов и экологических групп голосеменных растений. Определение лиственных деревьев и кустарников поселка Станционный. Определение основных представителей травянистой растительности поселка Станционный. Определение видов грибов и типов лишайников.
3 Животный мир вблизи пос. Станционный (6 часов)
Общая характеристика животного мира. Беспозвоночные. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие
Практические работы. Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям. Описание видового состава рыб местного водоема. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны.
Экскурсия. Знакомство с птицами березовых колков.
4 Экологические проблемы поселка Станционный (9 часов)
Источники загрязнения атмосферы в поселке. Методы мониторинга атмосферного воздуха. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Основные загрязнители почвы. Экологическое состояние почв в нашей местности. Источник химического загрязнения окружающей среды поселка Станционный. Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека.
Лабораторные работы. Определение качества воды в открытом водоеме в центре поселка. Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном участке, на территории стихийного выброса мусора. Определение уровня химического загрязнения окружающей среды.
Практические работы. Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега.
Определение загрязненности воздуха по состоянию лишайников.
Проблема охраны окружающей среды Акмолинской области (3 часа)
Экологическое состояние Акмолинской области. Редкие виды растений и животных. Особо охраняемые природные территории нашей области.
Практическая работа. Определение по картам, атласам и материалам Интернета охраняемых территорий Акмолинской области.
6 Экология и человек (3 часа)
Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Итоговое занятие.
Проектная деятельность. Спасем природу родного края.
Тематический план
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
теоретических | практических |
1. Введение (4 часа) | 3 | 1 |
1 | Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований. | 1 | |
2 | Проблема сохранения биоразнообразия. | 1 | |
3 | История изучения природы Акмолинской области. Природоохранные организации. | 1 | |
4 | Биоразнообразие окрестностей пос. Станционный. | | 1 |
2. Растительность поселка Станционный (9 часов) | 5 | 4 |
5 | Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. | 1 | |
6 | Древесные растения поселка Станционный. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. | 1 | |
7 | Голосеменные растения поселка. Искусственность их происхождения | 1 | |
8 | Разновидность и экологические группы голосеменных растений. | | 1 |
9 | Лиственные растения и кустарники | 1 | |
10 | Видовой состав лиственных деревьев и кустарников | | 1 |
11 | Травянистые растения поселка Станционный. | 1 | |
12 | Разновидность травянистой растительности вблизи пос. Станционный | | 1 |
13 | Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников в биоценозах прилегающих к поселку. | | 1 |
3. Животный мир биогеоценозов поселка Станционный (6 часов) | 1 | 5 |
14 | Общая характеристика животного мира Акмолинской области | 1 | |
15 | Беспозвоночные. | | 1 |
16 | Земноводные и пресмыкающиеся. | | 1 |
17 | Птицы в поселке и его окрестностях. | | 1 |
18 | Млекопитающие окрестностей поселка Станционный | | 1 |
4. Экологические проблемы поселка Станционный (9 часов) | 4 | 5 |
19-20 | Общее состояние экологии поселка. Воздействие промышленных объектов и железной дороги на экологию . | 1 | |
21 | Исследования состояния водной среды искусственного водоема поселка. | | 1 |
22 | Источники загрязнения атмосферы в п. Станционный | 1 | |
23 | Методы мониторинга атмосферного воздуха. | | 1 |
24 | Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. | | 1 |
25 | Основные загрязнители почвы. | 1 | |
26 | Экологическое состояние почв в нашей местности. | | 1 |
27 | Источники химического загрязнения окружающей среды. | | 1 |
28 | Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека. | 1 | |
5. Проблема охраны окружающей среды Северо-Казахстанской области (3 часа) | 2 | 1 |
29 | Экологическое состояние Акмолинской области . | 1 | |
30 | Редкие виды растений и животных. | 1 | |
31 | Особо охраняемые природные территории Акмолинской области | | 1 |
6. Экология и человек (3 часа) | 2 | 1 |
32 | Взаимосвязь человека и природной среды. | 1 | |
33 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | | 1 |
Итого: 34 | 17 | 17 |
Ожидаемый результат:
учащиеся должны
знать:
биоразнообразие Акмолинской области и окрестностей поселка Станционный
жизненные формы растений и животных своей местности
видовой состав растительного и животного мира своей местности
методы экологических исследований
экологические проблемы своей местности и всей Акмолинской области
влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
редкие виды растений и животных Акмолинской области
значение растений и животных и меры их защиты
уметь:
самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения
работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием
анализировать и делать выводы из полученной информации
находить предполагаемые пути решения экологических проблем
творчески подходить к решению задачи
Литература для использования в учебной деятельности
Журналы , "Вокруг света", "Юный натуралист"
Сосновский И.П.. Редкие исчезающие животные. М. Лесная пр-ть, 1987.
Акимушкин И.. Мир животных. 3 тома. М. Мысль, 1995.
Энциклопедический словарь юного натуралиста. М. "Педагогика пресс", 1996.
Энциклопедия "Я познаю мир". М. АСТ, 2001.
Электронные учебники серии Виртуальная школа Кирила и Мефодия /Уроки биологии/
Литература для учащихся:
Журнал "Вокруг света"
Журнал "Юный натуралист"
Акимушкин И.. Мир животных. 3 тома. М. Мысль, 1995.
Энциклопедия "Я познаю мир" Животные. М. АСТ, 2001.
Энциклопедия "Я познаю мир" Растения. М. АСТ, 2001.
Энциклопедия "Я познаю мир" "Загадочные животные. М. АСТ, 2001.
Энциклопедия "Я познаю мир" Рыбы. М. АСТ, 2001.
Энциклопедия "Я познаю мир" Обитатели океана. М. АСТ, 2001.
Энциклопедия "Я познаю мир" Удивительные животные. М. АСТ, 2001.
Литература
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2009 г.)
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2004-2015 годы
Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2006 года № 1074 «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения»
Живые сокровища Казахстана. Сборник под редакцией ак. Е.В.Гвоздева, Алма-Ата. «Казахстан» 1979.
Б.Муханов и др.Растительный и животный мир Казахстана. Пособие для учащихся. «Мектеп» Алма-Ата. 1978
Наумов С.П. Зоология позвоночных. М., Просвещение, 1980 .
Дроздов Н.Н.Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение 1998 .
Энциклопедический словарь. Биология. М., Советская энциклопедия, 1989
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М., Аванта,2001 год
Абдурахманов Г.М., Лопатин И.К., Исмайлов Ш.И. Основы зоологии и
Зоогеографии – М., 2001 – 496 с.
А.Ф Ковшарь, В.А.Ковшарь ПТИЦЫ. Школьная энциклопедия, Алматы,2006.
Красная Книга Казахстана. Растения
Красная Книга Казахстана. Животные
Ю.Д. Дмитриев «Человек и животные». М. «Детская литература» 1973
Ю.Д.Дмитриев «Соседи по планете. Птицы» М. «Детская литература» 1984
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
20. Материалы Интернет-сайтов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№ | Дата | Темы | Кол-во часов | Оборудование | Формы и методы занятий | |
1. Введение (4 часа) |
1 | | Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований. | 1 | | Теоретическое занятие. Вводная лекция | |
2 | | Проблема сохранения биоразнообразия. | 1 | Презентация | Лекция с элементами беседы, демонстрация |
3 | | История изучения природы Акмолинской области. | 1 | Презентация | Лекция с элементами беседы, демонстрация |
4 | | Биоразнообразие окрестностей пос. Станционный. | 1 | Блокноты и ручки, определители, фотоаппарат. | Экскурсия в березовый колок «Биоразнообразие природы родного края» |
2. Растительность поселка Станционный (9 часов) |
5 | | Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. | 1 | | Мозговой штурм | |
6 | | Древесные растения поселка Станционный. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников | 1 | Презентация | Лекция с элементами беседы, демонстрация |
7 | | Голосеменные растения поселка. Искусственность их происхождения | 1 | | Электронная презентация |
8 | | Разновидность и экологические группы голосеменных растений. | 1 | Определители, блокноты и ручки. | Практическая работа № 1 «Определение видов и экологических групп голосеменных растений» |
9 | | Лиственные растения и кустарники . | 1 | | Творческое занятие с использованием предложенных слайдов |
10 | | Видовой состав лиственных деревьев и кустарников | 1 | Определители, блокноты и ручки. | Пр. р. № 2 «Определение лиственных деревьев и кустарников» |
11 | | Травянистые растения поселка Станционный. | 1 | | Творческое занятие с использованием предложенных слайдов |
12 | | Разновидность травянистой растительности вблизи пос. Станционный. | 1 | Определители, блокноты и ручки. | Пр.р № 3 «Определение основных представите лей травянистой растительности пос. Станционный» |
13 | | Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников в биоценозах прилегающих к поселку. | 1 | Определители, блокноты и ручки. | Пр. раб. № 4 «Определение видов грибов и типов лишайников» |
|
. Экологические проблемы поселка Станционный (9 часов) | | |
14 | | Общая характеристика животного мира Акмолинской области | 1 | | Теоретическое, частично поисковое занятие | |
15 | | Беспозвоночные | 1 | Коллекции беспозвоночных животных, ручные лупы, определители | Пр. работа № 5 «Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям» |
16 | | Земноводные и пресмыкающиеся. | 1 | Презентация, фотографии, таблицы, определители | Пр. работа № 7 «Описание видового состава земнов-х и пресмыкающихся» |
17 | | Птицы в поселке и его окрестностях. | 1 | Определители, блокноты и ручки, фотоаппарат | Экскурсия «Знакомство с птицами березовых колков» Пр. работа № 8 «Составление списка птиц местной фауны» |
18 | | Млекопитающие окрестностей поселка Станционный. | 1 | Презентация, фотографии, таблицы, определители | Практическая работа № 9 «Описание видового состава млекопитающих местной фауны» |
4. Экологические проблемы поселка Станционный (9 часов) |
19-20 | | Общее состояние экологии поселка. Воздействие промышленных объектов и железной дороги на экологию . | 1 | | Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон» | |
21 | | Исследования состояния водной среды искусственного водоема поселка | 1 | Стеклянные стаканы, листы белой бумаги, эталонная шкала, индикаторная бумага | Лаб. работа № 1 «Определение качества воды» |
22 | | Источники загрязнения атмосферы в п. Станционный | 1 | | Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон» |
23 | | Методы мониторинга атмосферного воздуха. | 1 | Емкость для снега, тонкостенный стакан, газета. | Пр. работа № 10 «Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега» |
24 | | Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. | 1 | Ручные лупы, определители, блокноты и ручки. | Пр.работа № 11 «Определение загрязненности воздуха по состоянию лишайников» |
25 | | Основные загрязнители почвы | 1 | | Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон» |
26 | | Экологическое состояние почв в нашей местности. | 1 | Образцы почв, ручные лупы, стеклянные стаканы с водой, бумажные салфетки, спиртовка, металл-кая пластинка. | Лаб. работа № 2 «Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном. участке, на территории стихийного выброса мусора» |
27 | | Источник химического загрязнения окружающей среды | 1 | Образцы почв, образцы дождевой воды, взятые из луж, ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, стеклянные стаканы с водой, бумажные салфетки, спиртов- ка, металлическая пластинка | |
28 | | Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека. | 1 | | Теоретическое, частично поисковое занятие |
5. Проблема охраны окружающей среды Акмолинской области (3 часа)) |
29 | | Экологическое состояние природы Акмолинской области . | 1 | | Творческое индивидуальное занятие с постановкой проблемы | |
30 | | Редкие виды растений и животных. | 1 | | Коллективное творческое занятие |
31 | | Особо охраняемые природные территории Акмолинской области | 1 | | Пр. работа № 13 «Определение по атласам охраняемых территорий Казахстана» |
6. Экология и человек (3 часа) |
32 | | Взаимосвязь человека и природной среды. | 1 | | Лекция с элементами беседы | |
33 | | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | 1 | | Семинар по результатам реализации проекта «Экологический марафон» |
34 | | Итоговое занятие. | 1 | Тетради учащихся с выводами практических и лабораторных работ всего факультативного курса | Коллективное творческое занятие. Проектная деятельность «Спасем природу родного края» |