СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философская лирика А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Философская лирика А.С.Пушкина»

Философская лирика А.С. Пушкина

Философская лирика А.С. Пушкина

  Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:      Смертный, век твой привиденье:      Счастье резвое лови;      Наслаждайся, наслаждайся;      Чаще кубок наливай;      Страстью пылкой утомляйся      И за чашей отдыхай!    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815).

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:  Смертный, век твой привиденье:  Счастье резвое лови;  Наслаждайся, наслаждайся;  Чаще кубок наливай;  Страстью пылкой утомляйся  И за чашей отдыхай!  Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815).

  Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:     Искатель новых впечатлений,     Я вас бежал, отечески края;     Я вас бежал питомцы наслаждений,     Минутной младости минутные друзья, -    “Погасло дневное светило” (1820). 

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:  Искатель новых впечатлений,  Я вас бежал, отечески края;  Я вас бежал питомцы наслаждений,  Минутной младости минутные друзья, -   “Погасло дневное светило” (1820). 

  К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.    Катит по-прежнему телега;    Под вечер мы привыкли к ней,    И дремля едем до ночлега,    А время гонит лошадей. 

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реаль но теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.  В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.  Катит по-прежнему телега;  Под вечер мы привыкли к ней,  И дремля едем до ночлега,  А время гонит лошадей. 

  Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:     Цели нет передо мною:     Сердце пусто, празден ум,     И томит меня тоскою     Однозвучный жизни шум.   “Дар напрасный, дар случайный” (1828) 

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:  Цели нет передо мною:  Сердце пусто, празден ум,  И томит меня тоскою  Однозвучный жизни шум.  “Дар напрасный,

дар случайный” (1828) 

  Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.     Младенца ль милого ласкаю,     Уже я думаю: прости!     Тебе я место уступаю:     Мне время тлеть, тебе цвести. 

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.  Младенца ль милого ласкаю,  Уже я думаю: прости!  Тебе я место уступаю:  Мне время тлеть, тебе цвести. 

  Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе    Грядущего волнуемое море.    Но не хочу, о други, умирать:    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. 

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:  Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе  Грядущего волнуемое море.  Но не хочу, о други, умирать:  Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. 

  Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.     Здравствуй, племя     Младое, незнакомое! не я     Увижу твой могучий поздний возраст, -   пишет он в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835). 

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.  Здравствуй, племя  Младое, незнакомое! не я  Увижу твой могучий поздний возраст, -  пишет он в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835). 

  Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:    Нет, весь я не умру - душа в заветной лире    Мой прах переживет и тленья убежит -    И славен буду я, доколь в подлунном мире    Жив будет хоть один пиит. 

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:  Нет, весь я не умру - душа в заветной лире  Мой прах переживет и тленья убежит -  И славен буду я, доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит. 

  Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.