II.Мотивация учебной деятельности обучающихся Цель: мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока. | – Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» –Почему на уроке мы говорим о жестокости? Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость) – Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва». Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Давайте определим тему нашего урока… | – Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных крестьян | Личностные: нравственно–этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса. Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
III. Проверка домашнего задания Цель: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. | –Я вам задавала следующее домашнее задание: узнать какую роль крепостное право сыграло в жизни писателя. –Но сначала дайте определение «крепостного права»? 1. К какому сословию принадлежал И.С.Тургенев? Опишите место, где родился и провел место писатель. 2. Расскажите о матери писателя Варваре Петровне. 3. Расскажите о детстве писателя. Что Тургенев вспоминает? 4. Расскажите об отношении Тургенева к крепостному праву. Какую клятву он себе дал? | – Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав. Отменено реформой 1861 г. 1.Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское–Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя.) 2. Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, – женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных. – Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода.) 3. Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, – говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».) (4. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет. | Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. Познавательные: выполняют учебно–познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
V. Аналитическая работа над текстом произведения Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ, | Монолог ученицы в роли барыни. (Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую–то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!) – Какой была барыня? На доске вывешивается рисунок художника С.С. Боима «Муму в зале у барыни». – Какой эпизод произведения иллюстрирует рисунок?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? –Назовите основные черты характера барыни.
На доске оформляется кластер «Барыня».
Вывод: автор не скрывает отрицательного отношения к барыне. Барыня бесчеловечна, не способна к сердечной привязанности, она страшное порождение крепостного права.
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? – Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами? –Кто-нибудь из дворни сочувствует герою? Вывод: барыня бесчеловечна, не способна к сердечным привязанностям. Она со своими лакеями – страшное порождение крепостного права.
– В каком эпизоде показано прямое столкновение Герасима с дворовыми? Перескажите эпизод «Осада каморки Герасима» от лица лакея Степана. – В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню? До или после гибели Муму? – Какой символический смысл в этом образе «НЕМОЙ»? –Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве?
–Кто является прототипом Герасима? – Почему Тургенев изменил финал реальной истории? Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться. | –Непослушание. –Встречу барыни и Муму.
– Капризная, –раздражительная, –недобрая, никого не любит, –несправедливая, –настроение постоянно меняется, –жестокая. –деспотичная. – Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни. – Никто – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. – В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же всему виной крепостной строй. – В финале повести перед читателями предстает духовно свободный человек. Немой Герасим – символ «немого» русского крестьянства. Поэтому его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против крепостничества) – Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиной, матери писателя. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Он, в отличие от Герасима служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка. – Автор показывает, что крестьяне способны на протест. Они способны высказать свое мнение, стоять на своем. Он показывает, что больше не будет безропотных, забитых и бессловесных существ. Теперь народ готов взять все в свои руки. Тургенев не просто написал рассказ о жизни одного из угнетенных. Он как пророк предвидел будущее и не побоялся его высказать. | Личностные: нравственно–этическая ориентация; интерес к творчеству автора; любовь и уважение к своему языку; Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста; –построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. |