СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных крестьян»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.с. Тургенев "Муму".

«Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных

крестьян»

Просмотр содержимого документа
««Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных крестьян»»




Технологическая карта урока литературы в 6 «К» классе

Тема: «Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных

крестьян»



Класс: 6 «К»

Умк: Ланин Б. А. Литература: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана–Граф, 2015

Тип урока: комбинированный

Место урока в системе уроков: заключительный (3) урок

Цели урока:

воспитывающие:

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

– воспитывать гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки

обучающие:

– обобщить и систематизировать материал о И.С. Тургеневе и его произведении «Муму»;

– показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.

– формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста,

развивающие:

– развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

– формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

– учить сжато излагать повествовательный текст;

– развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

– развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

– развивать наглядно– образное, словесно–логическое мышления, внимание, память;

– развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

личностные:

– приобщение к духовному миру литературы;

– осознание нравственных проблем, поднимаемых И.С. Тургеневым в своем творчестве»;

– осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

– пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания, терпимости, искренности, отзывчивости; – потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы.

предметные:

–понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания;

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя;

– имеют представление о личности и творчестве И.С. Тургенева

метапредметные:

–определяют и формулируют цели урока;

– умеют оформлять свои мысли в устной форме;

– слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

– умеют взаимодействовать в общении друг с другом;

– делают выводы и обобщения по теме урока.

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство.

Формы контроля: индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, раздаточный материал, фотографии автора.

Методы: словесный, частично-поисковый, метод эмоционально-образного постижения, игровой, наглядный,


План урока:

I.Организационный момент

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся

III.Проверка домашнего задания

IV.Физминутка

V.Аналитическая работа над текстом произведения

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание.












Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Организационны

й момент


Цель:

подготовить

обучающихся

к работе на уроке


Приветствие.

Отчет командира.

Приветствуют учителя. Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку.

Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками

II.Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся


Цель:

мотивировать

обучающихся,

подготовить к

восприятию нового

материала по теме урока.


– Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»

–Почему на уроке мы говорим о жестокости?

Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость)

– Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва».





Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?


Давайте определим тему нашего урока…

























– Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных

крестьян





Личностные: нравственно–этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса. Регулятивные: контроль и самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

III. Проверка домашнего задания

Цель: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.




































–Я вам задавала следующее домашнее задание: узнать какую роль крепостное право сыграло в жизни писателя.

–Но сначала дайте определение «крепостного права»?


1. К какому сословию принадлежал И.С.Тургенев? Опишите место, где родился и провел место писатель.

2. Расскажите о матери писателя Варваре Петровне.

3. Расскажите о детстве писателя. Что Тургенев вспоминает?

4. Расскажите об отношении Тургенева к крепостному праву. Какую клятву он себе дал?






















Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав. Отменено реформой 1861 г.


1.Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское–Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя.)

2. Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, – женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

– Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода.)

3. Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, – говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».)

(4. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Регулятивные: контроль и самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.













Познавательные: выполняют учебно–познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV.Физминутка.

Цель этапа: сменить вид деятельности.

Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх.

Выполняют действия.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

V. Аналитическая работа над текстом произведения


Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ,

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую–то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)

– Какой была барыня?

На доске вывешивается рисунок художника С.С. Боима «Муму в зале у барыни».

– Какой эпизод произведения иллюстрирует рисунок?



– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?

–Назовите основные черты характера барыни.



На доске оформляется кластер «Барыня».



Вывод: автор не скрывает отрицательного отношения к барыне.

Барыня бесчеловечна, не способна к сердечной привязанности, она страшное порождение крепостного права.







– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?



















– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?



– Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами?



–Кто-нибудь из дворни сочувствует герою?



Вывод: барыня бесчеловечна, не способна к сердечным привязанностям. Она со своими лакеями – страшное порождение крепостного права.



– В каком эпизоде показано прямое столкновение Герасима с дворовыми?

Перескажите эпизод «Осада каморки Герасима» от лица лакея Степана.



– В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню? До или после гибели Муму?




– Какой символический смысл в этом образе «НЕМОЙ»?









–Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве?
























–Кто является прототипом Герасима?













– Почему Тургенев изменил финал реальной истории?






Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться.

















–Непослушание.


–Встречу барыни и Муму.















– Капризная,

–раздражительная,

–недобрая, никого не любит,

–несправедливая,

–настроение постоянно меняется,

–жестокая.

–деспотичная.























– Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.





– Никто














– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.



– В самые тяжёлые моменты рассказа писатель напоминает нам о

немоте Герасима. На своей родине он не может никому ничего

сказать, богатырь – немой. Это символ простого народа. И опять же

всему виной крепостной строй.



– В финале повести перед читателями предстает духовно свободный человек. Немой Герасим – символ «немого» русского крестьянства. Поэтому его самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против крепостничества)




– Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиной, матери писателя. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Он, в отличие от Герасима служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.



– Автор показывает, что крестьяне способны на протест. Они способны высказать свое мнение, стоять на своем. Он показывает, что больше не будет безропотных, забитых и бессловесных существ. Теперь народ готов взять все в свои руки. Тургенев не просто написал рассказ о жизни одного из угнетенных. Он как пророк предвидел будущее и не побоялся его высказать.

Личностные:

нравственно–этическая ориентация;

интерес к творчеству автора;

любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

–построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

VI. Рефлексия.

Цель этапа:

подвести итог, оценить свою работу на уроке


– Наш урок подошел к концу. Давайте подведем его итоги.


– Какой Герасим вам нравится больше: в

начале рассказа или в конце? Почему?


Вывод: И.С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих пресмыкаться.




– У вас на партах лежат карточки (см. приложение 1). Ответьте на вопросы


Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Домашнее задание.


Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания

  1. Составить план ответа на вопросы:

1 Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3 Почему рассказ называется «Муму»

Или

  1. Написать отзыв на рассказ И.С. Тургенева «Муму».


Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: планируют необходимые действия.






















Приложение 1.