«Физическая культура как одно из направлений гражданско-патриотического воспитания в ДОУ»
В современном обществе вопросы гражданско-патриотического воспитания приобретают особую актуальность.
Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Формирование личности гражданина и патриота своей страны начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения, нравственные ценности и чувство принадлежности к своей культуре и народу.
Дошкольный возраст – сенситивный период для формирования гражданско-патриотических чувств. Именно в это время дети активно познают окружающий мир, усваивают социальные нормы и ценности, учатся взаимодействовать с другими людьми.
Суть качества "гражданственность" для дошкольника заключается в формировании осознанного и ответственного отношения к окружающему миру, людям, обществу, и своей роли в нем, в доступной для его возраста форме.
Это начальный этап формирования гражданской позиции, который закладывает фундамент для будущего активного участия в жизни общества.
Для дошкольника "гражданственность" проявляется не в политической активности, а в конкретных проявлениях:
• Забота о близких: Проявление внимания и заботы к родителям, братьям и сестрам, друзьям, пожилым людям. Оказание посильной помощи.
• Уважение к другим людям: Проявление вежливости, доброжелательности, толерантности к сверстникам и взрослым, вне зависимости от их национальности, возраста, пола и физических особенностей. Умение слушать и уважать чужое мнение.
• Бережное отношение к окружающему миру: Забота о природе, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, уважение к труду других людей.
• Соблюдение правил и норм: Понимание и соблюдение правил поведения в детском саду, дома, на улице, в общественных местах. Умение признавать свои ошибки и нести ответственность за свои поступки.
• Чувство принадлежности к коллективу: Умение работать в группе, делиться, уступать, помогать другим, радоваться успехам товарищей.
• Интерес к окружающему миру: Проявление любознательности, интереса к истории своего города/села, своей страны, к культуре разных народов.
• Патриотические чувства: Любовь к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, гордость за достижения своей Родины.
В упрощенном понимании для дошкольника "гражданственность" – это:
• Быть хорошим другом.
• Помогать маме и папе.
• Заботиться о природе.
• Не мусорить на улице.
• Любить свою страну.
Одними из эффективных средств решения задач гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно — волевых качеств личности.
Использование потенциала физической культуры в гражданско-патриотическом воспитании позволяет не только развивать физические качества, но и формировать у детей чувство гордости за свою Родину, уважение к ее истории и культуре, готовность к защите Отечества.
Физическая культура обладает огромным потенциалом для формирования гражданско-патриотических чувств у дошкольников. Занятия физической культурой способствуют:
• Развитию физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости, что является важным условием для готовности к защите Отечества.
• Формированию командного духа. Участие в командных играх и эстафетах учит детей взаимодействовать друг с другом, поддерживать товарищей, добиваться общих целей.
• Воспитанию дисциплины и ответственности. Соблюдение правил игры, выполнение заданий тренера, ответственность за результат команды способствуют формированию этих важных качеств.
• Формированию уважения к сопернику. Умение достойно принимать победу и поражение, уважать соперника – важные составляющие гражданской культуры.
• Приобщению к истории и культуре России. Использование на занятиях физической культурой элементов народных игр, национальных видов спорта, рассказов о выдающихся российских спортсменах, что способствует формированию чувства гордости за свою страну.
Для реализации данного направления используются различные формы и методы.
• Тематические занятия физической культурой, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню России, с использованием соответствующей атрибутики и музыкального сопровождения.
• Спортивные праздники и соревнования, посвященные знаменательным датам в истории России, с включением элементов военно-прикладных видов спорта (метание гранаты, полоса препятствий).
• Проведение народных игр и забав, которые воспитывают любовь к народной культуре и традициям.
• Знакомство с национальными видами спорта (русская лапта, городки, борьба), показ видеороликов с соревнований, организация игр и соревнований по этим видам спорта.
• Встречи с ветеранами спорта и военнослужащими, участниками локальных конфликтов, которые могут рассказать детям о своих достижениях и опыте, поделиться воспоминаниями о войне.
• Экскурсии в музеи военной истории и спортивной славы, где дети могут познакомиться с экспонатами, рассказывающими о героическом прошлом России и достижениях российских спортсменов.
• Чтение художественной литературы о спорте, о героях Великой Отечественной войны, о подвигах российских спортсменов.
• Просмотр видеороликов о спорте, о героях Великой Отечественной войны, о подготовке военнослужащих. Например, оформление фотовыставки об участии спортсменов в Великой отечественной войне…
• Использование музыкального сопровождения во время занятий физической культурой (патриотической музыки, военных песен, маршей).
• Создание спортивных уголков с использованием атрибутики, связанной с гражданско-патриотической тематикой.
• Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях, что способствует укреплению семейных ценностей и формированию позитивного отношения к спорту.
Таким образом, физическая культура является эффективным средством гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Использование потенциала физической культуры позволяет не только развивать физические качества, но и формировать у детей чувство гордости за свою Родину, уважение к ее истории и культуре, готовность к защите Отечества.
Систематическая и целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию средствами физической культуры способствует формированию личности гражданина и патриота своей страны.