Реферат
По дисциплине: Физическая культура
На тему: «Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности»
Работу выполнила:
Студентка 2-ого курса, группы 8т
Бокова Мария
2021 г.
Оглавление Глава 1 Физическая культура как термин 2
1.1 Физическая культура — часть общечеловеческой культуры 2
Глава 2 . Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности 5
2.1 Физическая культура как средство укрепления здоровья 6
2.2. Физическая культура как средство физического развития 8
2.2.1. Задачи и средства физического воспитания 9
2.2.2. Физические упражнения 9
2.3. Физическая культура как средство физической подготовленности 12
Глава 3 Заключение: 13
Глава 4 Список использованной литературы 14
Физическая культура как термин
1.1 Физическая культура — часть общечеловеческой культуры Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем - «мифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически, развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных, духовных ценностей. К первым относятся инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы и др. На развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания и сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
1.2 Компоненты физической культуры
Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, характеризует основу физической подготовленности людей - приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.) при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека.
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды; становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.
Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той, или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов, связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма. Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как, компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы, гигиенические. Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
. Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности
2.1 Физическая культура как средство укрепления здоровья
Проблему профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения в настоящее время следует отнести к разряду первостепенных. От 70 до 80% детей дошкольного и школьного возрастов, студенческой молодежи имеют различные виды заболеваний. Наблюдается негативная тенденция в состоянии здоровья студенчества по мере продвижения их к выпускному курсу. Большинство заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы, «безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и развитию таких серьезных заболеваний как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов. По количеству летальных исходов в связи с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы Россия находится на втором месте в мире. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Особую тревогу вызывает тенденция в состоянии психического здоровья подрастающего поколения. За последние годы в 1,5 раза ухудшилось состояние здоровья учащейся молодежи, в том числе увеличилось количество психических расстройств.
Резкое снижение продолжительности жизни, которое наблюдается в России, особенно среди мужского населения, было только во время войны. Данное обстоятельство обусловлено комплексом проблем.
Реальным направлением в поддержании и укреплении здоровья населения является организация здорового образа жизни, где ведущая роль отводится физической культуре – оптимизации психического и физического состояния с помощью двигательной деятельности. Дефицит или переизбыток двигательной активности негативно сказывается на развертывании всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. Результаты научных исследований и практика здравоохранения свидетельствуют, что физическая активность человека является одним из главных факторов сохранения и укрепления здоровья людей, в том числе и тех, кто имеет те или иные отклонения в функциях сердечно-сосудистой системы.
Родители до 10-12 лет должны привить ребенку тягу к движению, спорту. В процессе движений вырабатываются выносливость и координация, что очень значимо для работы сердца. Если человека не приучить к этому в детстве, то во взрослой жизни заставить его следить за собой и за своим здоровьем практически невозможно. Недостаток движений и силовых проявлений в повседневной жизни негативно сказывается на всех системах жизнеобеспечения организма, на что обращают особое внимание специалисты. По расчетам академика А.И. Берга, за последние 100 лет доля физического труда человека снизилась с 95% до 5-6% Именно поэтому проблема оздоровительной физической культуры приобретает в наши дни исключительную практическую значимость. Ведь занятия оздоровительной физической культурой и массовым спортом – это путь к искусственному увеличению физической активности человека для удовлетворения его естественных потребностей в движениях. Потребность эта запрограммирована природой. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. Неслучайно поэтому в мире все более популярной идеологией становится идеология здорового образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает осознанное и регулярное использование средств физической культуры в качестве рекреационных и корректирующих мероприятий.
Система упражнений помогает выработать сопротивляемость организма болезням, снимает стресс, замедляет процесс старения, высвобождает резервы организма и повышает функциональные возможности иммунной системы. Среди болезней, которые сокращают нашу жизнь, наиболее опасны заболевания cердечнососудистой системы. Даже злокачественные опухоли для человека менее опасны, чем болезни органов кровообращения.
В настоящее время неоспоримым является тот факт, что противостоять или дать обратный ход нежелательным изменениям в организме можно с помощью физических упражнений, связанных с проявлением выносливости.
Сам процесс занятий физическими упражнениями, общение в процессе занятий и соревнований, положительная динамика уровня подготовленности и состояния занимающихся ведет к повышению самооценки индивида. В повседневной жизни населения недостаточно реализуются оздоровительный и культурологический потенциал физической культуры.
Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения. В процессе физкультурной деятельности протекает непрерывный процесс формирования собственного «я», повышению самооценки и чувства самодостаточности. Реализуется процесс самопознания.
Занятия физической культурой оказывают положительное влияние на психическое развитие детей, способствуют социологизации личности, снижают показатели вредных привычек у молодежи. Несомненно, положительное влияние физических упражнений на нервную систему. Импульсы, идущие от работающих органов, тонизируют подкорковые области мозга, подзаряжая его. Отмечается множество положительных изменений эмоционального характера. В целом значительно улучшается сон, появляется ощущение внутреннего благополучия, уменьшается нервное напряжение, снимается депрессия. Физические упражнения значительно увеличивают скорость обмена веществ, нейтрализуя эффект повышенной секреции адреналина. Они являются естественным фактором, нейтрализующим излишки гормонов и помогающим организму вернуться к состоянию гармонии. Более того, у тех людей, для кого систематические занятия стали составной частью их повседневной жизни, вошли в привычку, в их процессе возникает ощущение счастья и даже эйфории. Регулярные занятия физическими упражнениями приводят к положительным изменениям в иммунной системе организма. Отмечается увеличение белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Увеличивается диапазон адаптивных возможностей организма, стабилизируются белковый, углеводный и жировой обмены.
2.2. Физическая культура как средство физического развития
2.2.1. Задачи и средства физического воспитания
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание занимает особенное место. Уже в детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Значение этих задач обусловлено тем, что несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их ещё несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности её приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
2.2.2. Физические упражнения
Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания.
Физические упражнения оказывают всестороннее влияние на развитие. Движение составляет основу любой деятельности. Ограничение двигательной активности человека в детском возрасте противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только комплексное их применение в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяют добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта. У закалённого человека повышается устойчивость организма к температурным условиям, солнечной радиации, резким колебаниям погодных условий, увеличивается сопротивляемость к разнообразным заболеваниям.
Физические упражнения представлены следующими видами: гимнастика, игры подвижные и элементы спортивных игр, спортивные упражнения, простейший туризм.
Гимнастика.
Гимнастика строится главным образом на движениях, основанных на активной работе крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, лазание, приседание, наклоны и т. п.).
Так же предлагаются некоторые упражнения, воздействующие преимущественно на отдельные группы мышц, суставы, например упражнения, укрепляющие мышцы стопы (ходьба на носках, перекладывание мелких предметов ступнями ног, перетягивание или собирание шнура пальцами ног и пр.) или повороты, наклоны головы; сжимание и разжимание пальцев, вращение обруча или палки пальцами.
Основные движения.
Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Особенно усиливается оздоровительное влияние основных движений, если они проводятся на свежем воздухе. Одним из этих видов является ходьба.
Ходьба.
Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки. Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и др.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие .
Бег.
Бег - интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм человека, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости.
Прыжки.
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития прыгучести, подвижности, ловкости, смелости. Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки.
Простейший туризм.
Это важное средство физического воспитания. Туризм - это пешеходные и лыжные прогулки, имеющие цель совершенствования навыков движения, ориентировки «на местности».
Все перечисленные формы работы связаны между собой и дополняют друг друга. В совокупности они создают определенный двигательный режим.
Лыжи.
Передвижение на лыжах - циклическое движение, благоприятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследование М. П. Голощекиной показало, что у детей, которые систематически занимались ходьбой на лыжах, не наблюдалось отклонений в развитии стопы. Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Велосипед.
Езда на велосипеде относится к скоростно-силовым упражнениям. Это оказывает сильное воздействие на дыхательную систему, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде развивается быстрота, ловкость, равновесие, координация движений, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Плавание.
Плавание - это способ передвижения в воде. Это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм. При систематических занятиях развиваются все основные качества, мышцы, в том числе мышцы стопы, кисти, пальцев, шеи, что способствует сохранению правильной осанки. При выполнении упражнений в горизонтальном положении, вес тела не давит на позвоночник и стопу, что позволяет предупреждать появления дефектов в осанке и стопе и лечить, если они у ребенка возникли. При плавании осуществляется закаливание организма, теплорегуляция, улучшается обмен веществ, работа внутренних органов. Плавание способствует развитию ловкости, быстроты, равновесия, координации движений, силы, выносливости.
2.3. Физическая культура как средство физической подготовленности
Физическая подготовка — это целенаправленный процесс развитие физических качеств, которые нужны человеку для разучивания различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни.
Укрепление здоровья
Развитие всесторонних физических качеств
Увеличение сопротивляемости к неблагоприятным условиям
Укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной систем
Обеспечение комплексного развития всего тела
Повышение уровня физических возможностей
Отсутствие возрастных или половых ограничений
Повышение функциональных возможностей
Повышение общей работоспособности
Физическая культура способствует гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена, стимулируют восстановительные процессы.
В профессиональном спорте хорошая общая физическая подготовка даёт преимущество перед соперником, позволяет легче и качественнее переносить максимальные нагрузки в выбранной специализации, а также снижает риск травматизма.
Регулярные физические занятия замедляют процесс старения организма, увеличивая выработку гормонов «молодости», что позволяет с легкостью преодолевать тяжелые жизненные ситуации.
Заключение:
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, которая воздействует на жизненно важные стороны индивида, способствует гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем ,удовлетворяет социальные потребности; имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Система упражнений помогает выработать сопротивляемость организма болезням, снимает стресс, замедляет процесс старения, высвобождает резервы организма и повышает функциональные возможности иммунной системы.
Список использованной литературы
https://ru.wikipedia.org/
https://cmpmos.ru/zdorovyj-obraz-zhizn
5. Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Конеевой. –
Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 588с.
5. Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Конеевой. –
Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 588с.
5. Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Конеевой. –
Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 588с.
3. Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/ Д:Феникс, 2006. – 588с
4. https://miit.ru/content.
5. https://core.ac.uk/download/pdf/235273462.pdf