Фольклорный праздник во 2 классе
Цели внеклассного мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества.
Формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к устному народному творчеству и музыкальной культуре.
Задачи: привить уважение к народным (плясовым, шуточным) песням как историческим корням русского народа; способствовать формированию эмоциональности в раскрытии характера русского народа через потешки, сказки, пословицы, скороговорки, игры, загадки, песни и танцы; развивать основы художественного вкуса.
Ход мероприятия.
Звучит русская народная мелодия. Дети в русских народных костюмах. Накрыт русский стол.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край.
С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести..
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий 1:
Что за диво: посиделки на Руси!
Так и хочется от счастья голосить.
Вечерком, зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном,
Да совета у сердечка попросить!
Ведущий 2 :
Испокон веков на Руси-матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
1 ведущий. Фольклор сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней существования человека на Земле.
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собаченька, не лай,
И, гудочек, не гуди,
Нашего Ваню не буди.
2 ведущий. А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
А ворота: скрип, скрип!
Не будите у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.
1 ведущий. – Старинных песен много знаем,
Поём их всюду год за годом,
Ведь в них живёт, не угасая
Бессмертная душа народа.
С малых лет ребунок слушал из уст матери народную песню.
Исполняется колыбельная песня.
2 ведущий. Вырастает ребёнок, а его уже ждут новые песенки и приговорки. Становится на ножки, его поддерживают и приговаривают:
Дыбок, дыбок,
Скоро Ванюшке годок!
Искупают Ваню в деревянном корыте и, когда станут окачивать в последний раз, проведут рукой по телу и обязательно скажут:
С гуся вода,
С Ванюшки вся худоба!
1 ведущий. Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки». Посадит отец Ваню на ногу и качает:
Ехали по кочкам, по кочкам, кочкам.
По маленьким цветочкам, цветочкам, цветочкам.
В ямку бух!
2 ведущий. Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.
1 ведущий. Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них. (Приглашаются 6 человек). Итак, объявляем «Бой скороговорок». Приглашаем 6 человек посоревноваться в произнесении скороговорок.
Скороговорки:
КОШКА КРОШКА НА ОКОШКЕ КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки!
- Идут бобры во сыры боры! Добры бобры идут во боры!
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
2 ведущий.
Летела сова – весёлая голова,
Вот она летала-летала и села,
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам поглядела
И опять полетела, да пёрышки обронила,
А пёрышки непростые,
На каждом загадка написана.
Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.
Мы предлагаем вам попробовать себя в
конкурсе «Загадочная загадка»
1 ведущий. Начинаем с загадок о человеке:
• Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)
• Тридцать два молотят –
Один поворачивает. (Зубы и язык)
• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
2 ведущий. Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:
• идет пароход то взад, то вперед, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.(утюг)
• Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
1 ведущий. Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:
• Не огонь, а жжётся. (Крапива)
• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
• Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла (Картофель)
2 ведущий. А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о звёздах и месяце – обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.
• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
• Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
1.В брюхе – баня,
В носу – решето.
На голове – пуговка,
Всего одна рука и та на спине. (Чайник)
2.Никогда не ест,
А только пьёт,
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)
3.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
4.То толстеет, то худеет
И на весь дом голосит. (Гармошка)
7.Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине – пусто. (Барабан)
1 Ведущий. А потешки и прибаутки? Без них никак! Они помогали утешить и позабавить ребенка.
1. – Здорово, кума!
– На рынке была.
– Ты что, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.
2.- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет!
- А велика дыра?
- Один ворот остался.
3. - Сынок, сходи на речку за водицей.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, раз мать велит, надо идти.
4.- Эй, Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Веди сюда!
- Да не идёт!
- Так сам иди!
- Да не пускает!
5. - Мартын, ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А еще хочешь?
- Хочу!
6.- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. В шубе на печи согреться можно.
7. -Куда, заинька, бежишь?
-Куда, серенький, спешишь?
- К медведю на свадьбу,
Медведь-то мне дядя,
Амедведица-то тётка.
8. – Куда, Ффома, едешь, куда погоняешь?
- Сено косить.
- На что тебе сено?
-Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
-Ребяток поить.
1 ведущий: Следующий вид УНТ – это нелепицы, нескладухи, небывальщины – в них всё нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может.
2 ведущий.
Небывальщины-небылицы,
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы,
В медном ларце,
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец обратно на место поставь.
1. А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
2.На заборе сидит утка,
Песню звонкую поёт,
А Егорова старуха
Сено свежее жуёт...
3.Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл...
4. Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне...
Ехал Ваня на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
5. Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обнимку гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает...
Кто поверит что это бывает?
6.Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.
Мама увидала,
Папе рассказала.
Папа удивился,
С лестницы свалился.
С лестницы на улицу,
С улицы на курицу,
С курицы на петуха.
Вот такая чепуха.
7.У кормушки во дворе
Птички скачут в январе:
Воробей, снегирь и стриж,
Соловей, коза и мышь.
8.Надевала Манечка
Варежки на ножки,
Прицепила к голове
Красные сапожки.
9.Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Море с пирогами.
10.На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
11.У болота на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху.
12.На трубе сидит корова
Тонким голосом ревет.
За воротами телегу
Никто замуж не берет.
1 ведущий:
Эх, частушка, мелодии кружево,
Ты давно на Руси рождена!
В зимний день ты в деревне завьюженной,
На гулянку девчонок звала.
2 ведущий:
Баянист, а ну пошире
Ты растягивай меха
Мы частушки бы пропели,
Так и рвутся с языка.
1.Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.
2.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
3. Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я пойду плясать,
Хоть и маленькая.
4. Пропоём мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
5. Вы послушайте, девчата,
Нескладушки будем петь.
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
6. Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает:
"Заготавливать овёс".
7. Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
8. Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
9. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!
10. Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
1 ведущий
А сейчас я узнаю, хорошо ли все знают пословицы?
1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.
2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.
3.Не спеши языком, …/торопись делом/.
4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.
5.Делу – время, …/ потехе – час/.
6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.
7.Сделал дело,…/ гуляй смело/.
8.Повторенье - …/мать ученья/.
2 ведущий.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея Загубит.
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро. ( Все вместе)
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит Фея,
Не станет Горыныча - змея...
Пусть зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро! ( Все вместе)
Хозяйка: А сейчас время сказки.
Инсценированние русской народной сказки «Лиса и журавль»
(Слева и справа на сцене стоят два стола, на них скатерти.)
Звучит музыка. Выходит на середину сцены автор и объявляет:
- Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Выходят герои Лиса и Журавль с двух сторон:
Автор:
- Подружилась лиса с журавлём.
(Герои идут навстречу друг другу, берутся за руки и идут к краю сцены)
Автор:
- Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля и позвала его к себе в гости.
Лиса:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Журавль:
- Спасибо большое, кумушка! С удовольствием!
(Герои разошлись по своим сторонам. Лиса расставила тарелки на столе. Журавль взял цветы и идёт к Лисе.)
Автор:
- Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и по тарелке её размазала. Подала и потчевает.
Лиса:
- Кушай, голубчик-куманёк! Сама стряпала!
Автор:
- Журавль тук-тук носом по тарелке – стучал, стучал – ничего не попадает!
Автор:
- А Лиса в это время лижет да лижет кашу. Так всё сама и съела.
Лиса:
- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
(Журавль встаёт из-за стола, кланяется):
- И на этом спасибо, кума! Приходи и ты ко мне в гости.
(Журавль уходит к себе. Лиса собирает тарелки и начинает прихорашиваться.)
Автор:
- На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком и поставил на стол.
Журавль:
- Кушай, кумушка! Угощайся!
Автор:
- Лиса вокруг кувшина бегает, суетится. И так зайдёт, и этак. И лизнёт его, и понюхает. Да разве сунешься в него. Голова-то в кувшин не лезет: ничего не достанешь. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт. Так и клевал, пока всё не поел.
Журавль:
- Ну, кума, не обессудь! Больше угощать нечем.
(Хмыкнула лиса.)
Автор:
- Взяла Лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой - пошла не солоно хлебавши.
(Лиса вильнула хвостом и отошла в сторону.)
(Журавль хмыкнул и отошёл в другую сторону.)
Герои скрестили руки и отвернули взгляды друг от друга.
На середину сцены выходит автор, встаёт между героями.
Автор:
- С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется».
1 ведущий. А знаете ли вы, что такое ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ?
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ - это произведения народного юмора, потешки, или, как их называли на Руси, СКОМОРОШИНЫ.
Дети читают докучные сказки.
1.Жил - был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли сначала?
2. Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка? Послушай-ка, сначала!
3. Летел гусь, сел на дорогу - упал в воду. Мок - мок, кис - кис, вымок, выкис, вылез - сел на дорогу и опять упал в воду. Мок - мок, кис - кис, вымок, выкис, вылез и т.д.
2 ведущий
Сам весел будешь и других посмешишь,
Смешно – грешно, весело – потешно!
Народная игра: "Шёл Козёл по лесу"( народный хоровод)
Игроки образуют полукруг, в центре которого находится водящий. Он выбирает себе пару из круга под слова:
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Далее они начинают выполнять действия под декларирование круга.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И всё начнём сначала, сначала, сначала.
Хозяйка:
А сейчас игра народная "Дедушка-сапожник".
Водящий в кругу (дедушка-сапожник) с закрытыми глазами.
-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
-Погодите, детки, потерял очки.
-Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?
-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
-Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл?
-Погодите, детки, я очки нашёл!
(Дед старается поймать кого-нибудь и тот становится водящим)
Ученик:
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
Ученик:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
Хозяйка:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
Говорим мы: "До свиданья!"
До счастливых новых встреч!
- Эй, Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Веди сюда!
- Да не идёт!
- Так сам иди!
- Да не пускает!
5. - Мартын, ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А еще хочешь?
- Хочу!
6.- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. В шубе на печи согреться можно.