СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорные элементы в поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные элементы в поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"»

Фольклорные элементы  в поэме А. С. Пушкина  «Руслан и Людмила»

Фольклорные элементы в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Однако, помимо русского фольклора,  в поэме Пушкина нашли отражение мифология и фольклор других народов. И это неслучайно. Во-первых, великий русский поэт был экспериментатором, которому всегда интересен поиск разнообразных форм воплощения своего таланта – жанров, тем, образов. Во-вторых, образы и мотивы мифов, сказок, народных песен, нередко повторяющиеся  у многих народов мира, несут в себе глубокий смысл. Кроме того, они универсальны,  и потому на определенном уровне понятны всем. В качестве примера подобных универсальных образов можно назвать волшебника Финна и колдунью Наину,  в которых воплотились представления  о добром и злом чародее. Также понятия Добра и Зла воплощены в образах  князя Руслана и волшебника Черномора. Поэма «Руслан и Людмила» – это сплав фольклорных и мифологических мотивов, почерпнутых автором преимущественно  из русской народной традиции. Интерес к русским сказкам и преданиям  был связан с влиянием няни поэта, простой русской крестьянки Арины Родионовны, которой Пушкин посвятил проникновенные стихи, полные теплоты и нежности.

Однако, помимо русского фольклора, в поэме Пушкина нашли отражение мифология и фольклор других народов.

И это неслучайно. Во-первых, великий русский поэт был экспериментатором, которому всегда интересен поиск разнообразных форм воплощения своего таланта – жанров, тем, образов.

Во-вторых, образы и мотивы мифов, сказок, народных песен, нередко повторяющиеся у многих народов мира, несут в себе глубокий смысл.

Кроме того, они универсальны, и потому на определенном уровне понятны всем. В качестве примера подобных универсальных образов можно назвать волшебника Финна и колдунью Наину, в которых воплотились представления о добром и злом чародее. Также понятия Добра и Зла воплощены в образах князя Руслана и волшебника Черномора.

Поэма «Руслан и Людмила» – это сплав фольклорных и мифологических мотивов, почерпнутых автором преимущественно из русской народной традиции.

Интерес к русским сказкам и преданиям был связан с влиянием няни поэта, простой русской крестьянки Арины Родионовны, которой Пушкин посвятил проникновенные стихи, полные теплоты и нежности.

Элементы былины в поэме «Руслан и Людмила» Дух русских былин явственно ощущается в поэме:  тут и легендарный князь Владимир-Солнце, который давно стал мифологическим образом, почти полностью утратившим реальные черты исторического Владимира, крестившего Русь, и не менее легендарный певец Баян, упоминание о котором можно найти, к примеру, в «Слове о полку Игореве».

Элементы былины в поэме «Руслан и Людмила»

Дух русских былин явственно ощущается в поэме: тут и легендарный князь Владимир-Солнце, который давно стал мифологическим образом, почти полностью утратившим реальные черты исторического Владимира, крестившего Русь,

и не менее легендарный певец Баян, упоминание о котором можно найти, к примеру, в «Слове о полку Игореве».

Подобно тому, как былинный богатырь Илья Муромец приковывает Соловья-разбойника  к стремени, чтобы доставить его в Киев, так  и Руслан везет Черномора к князю Владимиру, положив побежденного врага «в котомку за седло». Как и Илья Муромец, Руслан доблестно сражается с войском врагов, осадивших Киев. Как

Подобно тому, как былинный богатырь Илья Муромец приковывает Соловья-разбойника к стремени, чтобы доставить его в Киев, так и Руслан везет Черномора к князю Владимиру, положив побежденного врага «в котомку за седло».

Как и Илья Муромец, Руслан доблестно сражается с войском врагов, осадивших Киев.

Как

Сказочные элементы в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  • Присказка («У Лукоморья…») – предисловие к сказке.
  • Зачин – определяет место действия, знакомит читателя с героями, вводит в курс дела: В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана…
  • Мотив соперничества героев. Мотив выбора пути. Поиск возлюбленной. Преодоление препятствий, испытания.
  • Волшебные предметы: шапка-невидимка, богатырский меч, живая и мертвая вода, волшебное кольцо. Волшебные помощники: Финн, Голова. (От Финна Руслан узнает имя похитителя Людмилы, получает предсказание и напутствие. От Головы он получает меч, узнает, в чем сила Черномора.)

5. Волшебные превращения: колдунья Наина превращается в крылатого змея, в кошку; Черномор принимает облик Руслана, чтобы обмануть Людмилу.

6. Троекратные повторы: Потом три раза прошипела, Три раза топнула ногой И черным змием улетела.

7. Постоянные эпитеты: ясны очи, верный меч, ретивый конь и т.д. Гиперболы, сравнения.

8. Образ зачарованного сна главной героини тоже сказочный мотив.

9. Мотив лжи, присвоения славы подвига недостойным соперником (нередко погубившим настоящего героя), а также последующего его разоблачения.

10. Как и в любой волшебной сказке, добро побеждает зло. Поэма заканчивается веселым пиром.

Интересные факты

Образы злого колдуна Черномора и его брата-исполина, их ссора и подлое предательство Черномора, возможно, являются своеобразной интерпретацией скандинавского предания. В легендах рассказывается, что у героя Сигурда был воспитателем карлик Регин, который был сведущ во многих искусствах, в том числе в магии и кузнечном деле. У Регина был брат Фафнир. Братья поссорились при дележе сокровищ, и дело кончилось тем, что Фафнир ничего не дал брату, а сам превратился в дракона и стал стеречь золото. Регин решил отомстить брату и выковал чудо-меч, который и вручил своему воспитаннику Сигурду. Тот убил дракона Фафнира и завладел его сокровищами. Перед смертью дракон предостерег Сигурда, что Регин предаст и его. О том же говорили птицы, и Сигурд расправился и с коварным Регином.

Черномор, как и Регин, тоже карлик и колдун. Меч, которому суждено погубить обоих братьев, в поэме Пушкина одновременно является и сокровищем, из-за которого происходит ссора братьев. Подобно дракону Фафниру, голова стережет это сокровище. Герой завладевает им после битвы с его хранителем.

Образ отрубленной головы, в которой чудесным образом сохраняется жизнь, вполне возможно, был взят Пушкиным из кельтских легенд, в которых повествуется о Бране, герое исполинского роста, который, будучи смертельно ранен в бою, приказал своим воинам отделить его голову от тела и доставить на родину. Голова Брана долгие годы оставалась живой, могла говорить, есть и пить.

Согласно другой версии, образ огромной головы, с которой пришлось сражаться Руслану, Пушкин взял из старинной сказки о Еруслане Лазаревиче, сюжет которой пришел в русский фольклор с Востока. Фактически Руслан – это видоизмененное имя Еруслан. Приключения героя лубочной сказки Еруслана и его воинские подвиги знали все – настолько широко она была распространена в народе. И меч-кладенец герой получает так же, как и Руслан, одержав победу над головой после троекратной попытки.

В поэме Голова – это старший брат Черномора, обманутый им и охраняющий заветный меч. Он просит Руслана отомстить за него брату, сила которого заключена в его волшебной бороде. Отрубает Руслан бороду Черномора тем самым мечом.

А Что касается бороды Черномора, в которой сохраняется его сила, думается, что и этот образ навеян автору народными сказками. Вспомним Кощея Бессмертного, душа которого находилась в тщательно запрятанной иголке.  Представление о том, что душа или сила находится в той или иной части тела или даже в предметах, существующих самостоятельно от тела, бытовали у многих народов.  Особое отношение к бороде также прослеживается во многих культурах.  На Руси оно держалось очень долго. Вспомним, как русские бояре противились требованию Петра I брить бороды.

А

Что касается бороды Черномора, в которой сохраняется его сила, думается, что и этот образ навеян автору народными сказками. Вспомним Кощея Бессмертного, душа которого находилась в тщательно запрятанной иголке. Представление о том, что душа или сила находится в той или иной части тела или даже в предметах, существующих самостоятельно от тела, бытовали у многих народов. Особое отношение к бороде также прослеживается во многих культурах. На Руси оно держалось очень долго. Вспомним, как русские бояре противились требованию Петра I брить бороды.

Образ спящей девушки, распространенный в сказках, встречается не только  в пушкинской поэме «Руслан  и Людмила», но и в другом его произведении – в «Сказке  о мертвой царевне и о семи богатырях».  Возможно, этот образ – один из древнейших в мировой культуре.  Как он возник?  Можно предположить, что спящая девушка – это земля, скованная зимним холодом. Пробудить девушку может лишь тот, кто предназначен ей в мужья, так и земля проснется  и оживет только под лучами жаркого солнца...

Образ спящей девушки, распространенный в сказках, встречается не только в пушкинской поэме «Руслан и Людмила», но и в другом его произведении – в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Возможно, этот образ – один из древнейших в мировой культуре. Как он возник? Можно предположить, что спящая девушка – это земля, скованная зимним холодом. Пробудить девушку может лишь тот, кто предназначен ей в мужья, так и земля проснется и оживет только под лучами жаркого солнца...