МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Таврический колледж
(структурное подразделение)
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Специальности 43.02.10 Туризм
Симферополь, 2021
Пояснительная записка
Фонды оценочных средств (ФОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Основы философии».
ФОС разработаны на основании положений:
- основной профессиональной образовательной программы по направлениям подготовки СПО:
43.02.10 Туризм
- программы учебной дисциплины «Основы философии».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные категории и понятия философии;
Роль философии в жизни человека и общества;
Основы философского учения о бытии;
Сущность процесса познания;
Основы научной, философской и религиозной картин мира;
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Уметь:
Применять понятийно-категориальный аппарат, основные методы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
Искать факты, обобщать их в понятиях, строить гипотезы, создавать исследовательские проекты;
разрабатывать логические алгоритмы исследования типичных проблем.
Анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу.
Формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным вопросам.
Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
Применять исторические и философские знания в формировании программ жизнедеятельности, самореализации личности.
В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих общих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
Примерные задания текущего контроля по учебной дисциплине «Основы философии»
ТЕСТ № 1. Введение в философию
Вариант 1
1. Выберите правильный ответ. Форма мировоззрения, основанная на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру
А) Мифология.
Б) Религия.
В) Философия.
Г) Обыденное мировоззрение.
2. Выберите правильный ответ. В переводе с греческого «философия» означает
А) Стремление к совершенству.
Б) Наука мудрости.
В) Любовь к мудрости.
Г) Учение о законах развития.
3. Соотнесите раздел философии и его характеристику:
1 | Онтология | А | Учение о ценностях |
2 | Философская антропология | Б | Теория познания |
3 | Аксиология | В | Учение о человеке |
| | Г | Учение о законах развития общества |
| | Д | Учение о бытии |
4. Соотнесите функцию философии и ее характеристику:
1 | Гуманистическая | А | Систематизирует и обобщает данные всех наук |
2 | Критическая | Б | Предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений |
3 | Мировоззренческая | В | Знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры |
| | Г | Рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы |
| | Д | Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения |
| | Е | Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности |
| | Ж | Служит теоретическим основанием мировоззрения |
| | З | Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей |
5. Продолжите и объясните. Для религиозного мировоззрения характерны следующие особенности…
ТЕСТ № 1. Введение в философию
Вариант 2
1. Выберите правильный ответ. Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное
А) Мифология.
Б) Религия.
В) Философия.
Г) Обыденное мировоззрение.
2. Соотнесите тип мировоззрения и его основные черты
1 | Мифологическое | А | Слитность |
2 | Религиозное | Б | Логичность |
3 | Философское | В | Эмоциональность |
| | Г | Вера в сверхъестественное |
| | Д | Догматизм |
| | Е | Обобщенность |
| | Ж | Очеловечивание природы |
| | З | Моральная направленность |
| | И | Системность |
3. Соотнесите функцию философии и ее характеристику:
1 | Аксиологическая | А | Систематизирует и обобщает данные всех наук |
2 | Методологическая | Б | Предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений |
3 | Общекультурная | В | Знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры |
| | Г | Рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы |
| | Д | Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения |
| | Е | Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности |
| | Ж | Служит теоретическим основанием мировоззрения |
| | З | Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей |
4. Соотнесите раздел философии и его характеристику:
1 | Аксиология | А | Учение о ценностях |
2 | Гносеология | Б | Теория познания |
3 | Социальная философия | В | Учение о человеке |
| | Г | Учение о законах развития общества |
| | Д | Учение о бытии |
5. Дайте определение. Мировоззрение – это…
ТЕСТ № 1. Введение в философию
3 вариант
1. Выберите правильный ответ. Системно-теоретическое мировоззрение, для которого характерны логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения
А) Мифология.
Б) Религия.
В) Философия.
Г) Обыденное мировоззрение.
2. Выберите правильный ответ. Впервые назвал себя философом…
А) Платон.
Б) Аристотель.
В) Фалес.
Г) Пифагор.
3. Соотнесите раздел философии и его характеристику:
1 | Гносеология | А | Учение о ценностях |
2 | Философская антропология | Б | Теория познания |
3 | Аксиология | В | Учение о человеке |
| | Г | Учение о законах развития общества |
| | Д | Учение о бытии |
4. Соотнесите функцию философии и ее характеристику:
1 | Интегрирующая | А | Систематизирует и обобщает данные всех наук |
2 | Прогностическая | Б | Предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений |
3 | Аксиологическая | В | Знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры |
| | Г | Рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы |
| | Д | Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения |
| | Е | Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности |
| | Ж | Служит теоретическим основанием мировоззрения |
| | З | Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей |
5. Продолжите и объясните. Для мифологического мировоззрения характерны следующие особенности…
Тест № 1. Введение в философию
Ключи
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1 – А 2 – В 3 – 1-Д, 2-В, 3-А 4 – 1-Г, 2-Д, 3-Ж 5 – догматизм, вера в сверхъестественное, иерархия, моральная система | 1 – Б 2 – 1-А, В, Ж, 2-Г, Д, З, 3-Б, Е, И 3 – 1-З, 2-Е, 3-В 4 – 1-А, 2-Б, 3-Г 5 – мировоззрение – это совокупность взглядов на мир и место в нем человека | 1 – В 2 – Г 3 – 1-Б, 2-В, 3-А 4 – 1-А, 2-Б, 3-З 5 – слитность, очеловечивание природы, эмоциональность |
Критерии оценивания:
На оценку «отлично» оценивается ответ студента, проявившего глубокие и разносторонние знания предмета, что выразилось в отсутствии ошибочных утверждений и готовности полно осветить не только основные вопросы зачета, но и дополнительные вопросы, если они возникали по ходу беседы с преподавателем.
На оценку «хорошо» оценивается ответ студента, давшего в целом полное и верное освещение вопросов и допустившего лишь небольшие неточности в ходе ответа на вопросы.
На оценку «удовлетворительно» оценивается ответ студента, допустившего ряд неправильных утверждений, но в целом верно осветившего вопросы.
Неудовлетворительным ответом на вопросы признается такой ответ, в котором допущены серьезные ошибки либо пробелы в освещении основных проблем, что заставляет считать, что данный студент не овладел даже основами знаний курса.
Основные источники:
1. Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 27.08.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Основы философии : учебное пособие / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; под редакцией М. А. Гласе. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-5734-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146810 (дата обращения: 27.08.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160130 (дата обращения: 27.08.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Дополнительные источники:
1. Б-ка «Гумер». – Философия [Электронная б-ка философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
3. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/