Фонетико-фонематическое нарушение речи
Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)
– нарушение произносительной стороны речи родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном интеллекте и физиологическом слухе. Произносительная сторона речи - это звукопроизношение и просодика (темп, ритм, дыхание, голос, интонация и пауза).
При ФФН нарушается 2 компонента речи:
- Произносительная сторона
- Фонематические представления (слуховое восприятие, анализ, синтез)
ФФНР
Искажение одного или нескольких звуков
Замена одних звуков другими
Это акустически ненормативное
произношение звуков ( сигматизмы, ротацизмы и т.д.)
- Артикуляционно-сложные звуки
заменяются на более простые
([c] на [т], [р] на [л] и т.д.)
- Целый ряд звуков заменяется одним звуком (вместо звуков с, ч, ш ребёнок произносит звук ть:
сумка-тюмка, чашка-тяска, шапка-тяпка)
Смешение звуков
Отсутствие звука
Умея произносить те или иные звуки изолированно, в самостоятельной речи путает их (напр., правильно использует звук ш в слове
шапка, но смешивает с и ш в словах подушка, песок — «подуска», «пешок»).
Выражается в выпадении звука в начале, середине или конце слова:
вместо рыба ребенок говорит «ыба», пароход — «паоход», шар — «ша»
Кроме этого при ФФНР могут наблюдаться
- Перестановки и упрощение слоговой структуры слова;
- Неярко выраженные лексико-грамматические ошибки.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
- Проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
- Сложности с восприятием абстрактных понятий;
- Проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
- Замедленность мыслительных процессов и т.д.
Фонетико-фонематическое нарушение
может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.
Причины приобретённого ФФН:
- Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
- Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
- Наследственная предрасположенность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
- Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.
Основные цели коррекции ФФНР:
- формирование фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляторной моторики;
- обогащение словарного запаса ребенка;
- развитие правильной, связной речи;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- коррекция звукопроизношения;
- работа с простыми и сложными предложениями;
- подготовка к обучению грамоте
Начальное, а потому самое важное звено в коррекционной работе над ФФНР – развитие фонематического слуха .
Принято выделять пять основных этапов данной работы.
I этап - Узнавание неречевых звуков
Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.
Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
II этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз
Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я»
Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.
III этап - Различение близких по звуковому составу слов
Игра «Светофорчик»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам . Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки.
Игра «Исправь ошибку»
Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
IV этап - Различение слогов
Игра «Повтори»
Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та ; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными : та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими : па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
Игра «Сигнальщик»
Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па , фа-ва-фа-фа и т.д.
V этап - Различение фонем
Игра «Поймай звук»
Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.