2) Актуализация знаний. (4 минуты) | - Ребята, наш урок я предлагаю начать с фонетической разминки. На слайде находится высказывание Н.В. Гоголя, оформленное в фонетическую транскипцию. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами. Работаем самостоятельно в тетрадях, но для начала запишите число [Н'изнай'у / фкакой' другой' л'ит'иратур'э паказал'и ст'ихатворцы такой'э б'искан'эч'най'э разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш] | Слушают учителя. Самостоятельно выполняют предложенное задание. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. | |
3) Постановка учебной задачи (8 минут) | - Мы начали нашу работу, но не определили тему нашего урока. Начнём с транскрипции - она относится к… - Записали в тетради, используя какие знаки? - Совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение - это - Как называется общепринятая система правил написания слов данного языка? И тема нашего сегодняшнего урока - Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Повторение. - Мы уже поработали с вами над транскрипцией, теперь давайте сделаем фонетический разбор слова ВВСЕРОССИЙСКАЯ - Сейчас предлагаю поменяться тетрадями с соседом по парте и проверить выполненную работу. На слайде вы видите верно выполненную транскрипцию. - У кого нет ошибок? У кого есть ошибки? Много? - Молодцы, переходим к следующему заданию. | - Фонетике. - Буквы (Графика). - Орфоэпия. - Орфография. Фонетический разбор слова Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов). в [ф] – согласный, твердый, глухой. с [с’] – согласный, мягкий, глухой. е [и] – гласный, безударный. р [р] – согласный, твердый, звонкий. о [а] – гласный, безударный. с [с’] – согласный, мягкий, глухой. и [и́] – гласный, ударный. й [й’] – согласный, мягкий, звонкий. с [с] – согласный, твердый, глухой. к [к] – согласный, твердый, глухой. а [а] – гласный, безударный. я [й’] – согласный, мягкий, звонкий. [а] – гласный, безударный. 13 букв, 13 звуков Проверяют работу соседа по парте. Анализируют свои работу. | |
4) Первичное закрепление. (8 минут) | - Приглашаю к доске двух учеников для проведения мини-конкурса «Кто грамотнее». Остальные работают вместе с нами у себя в тетрадях. Я диктую слова, ваша задача записать их правильно. Начнем? дисциплина артиллерия гуманизм интеллигент водоизмещение катастрофа доблесть мужество патриотизм неприемлемый радиотехника гидроакустика меридиан радиолокация - Давайте проверим выполненное задание. К учащимся, которые работали на доске, у меня есть по одному дополнительному вопросу: 1) Лексическое значение слова «катастрофа» 2) Лексическое значение слова «гуманизм». | Два ученика работают на доске, остальные работают в тетрадях. Проверяют выполненное задание, исправляют ошибки. Катастрофа — это неожиданное происшествие или ряд происшествий с трагическими последствиями. Гуманизм — это осмысленная и действенная гуманность человека, которая вместе с тем является образом жизни человека. | |
5) Этап реализации построенного проекта. (7 минут) | - Предлагаю немного поработать над заданиями ЕГЭ. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Задание А14. Абс.лютный, ост.лбенеть, зан.маться Авиак.мпания, ск.пившийся, пл.вец Авт.матизировать, обн.вляясь, стр.жайший Б.лагурить, прииск.кать, сл.жившийся Соб.рутся, заг.релый, комм.рсант Коп.шится, предв.рительный, скл.ниться С.туация, ср.жаться, б.седующий См.гчение, увл.кательный, упр.стить Задание А1. 1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук? 1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла 2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук? 1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ. - Внимание на интерактивную доску, где вы увидите правильные ответы. Проверим себя. | Слушают учителя. Начинают работу над заданиями ЕГЭ. А14. – 3 А14 – 4 А1 – 2. А1 – 4. Каждый проверяет свою работу. | |
6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (8 минут) | - У вас на партах лежат листы с заданием. Работаем над ними самостоятельно, в конце урока я соберу несколько тетрадей на проверку этого задания. Прочитайте текст и выполните задания 1-5. (1) В умении охватить полный образ предмета, отчеканить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. (2) У него есть изумительная способность – во всякий данный момент остановить летучее явление жизни во всей его полноте и свежести и держать его перед собою до тех пор, пока оно не сделается полной принадлежностью художника. (3) На всех нас падает светлый луч жизни, но он у нас тотчас же исчезает, едва коснувшись нашего сознания. (4) А за ним идут другие лучи, от других предметов и опять столь же быстро исчезают, почти не оставляя следа… (5) У него есть другое свойство: спокойствие и полнота поэтического миросозерцания. (6) Он ни чем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково… (По Н. Добролюбову) 1. В каком (-их) предложении (-ях) автор наиболее полно рассказывает о том, чем талант Гончарова отличается от обычного мировосприятия? 1) 1 2) 2 3) 3,4 4)5,6 2. К какому стилю речи относится текст? 1) к публицистическому 2) к научному 3) к разговорному 4) к деловому 3. Каков тип речи текста? 1) описание с элементами рассуждения 2) рассуждение 3) повествование с элементами описания 4) описание 4. Какое из средств связи не используется для связи 3-го и 4-го предложений? 1) союз 2) лексический повтор 3) частица 4) местоимение с предлогом 5. Какое из перечисленных языковых средств используется в 3-м предложении текста? 1) сравнение 2) метафора 3) олицетворение 4) синонимы | Слушают задание. Переходят к выполнению самостоятельного задания. Читают текст. 1. 3 2. 1 3. 2 4. 3 5. 2 | |
7)Этап включения в систему знаний и повторения. (5 минут) | - Последним заданием на сегодня станет постановка ударения в словах. Премировать Каталог Красивее Закупорить Средствами Добыча Баловать Копировать Звонят Банты Столяр Торты Черпать Творог Эксперт Предлагаю это задание выполнить устно, по цепочке. Начнем с 1 ряда. Молодцы! Вы справились с заданием, а теперь проверим, все ли были внимательными. Сейчас вы выписываете слова, ударение которых падает на второй слог. | Премирова́ть катало́г краси́вее заку́порить сре́дствами добы́ча балова́ть копи́ровать звоня́т ба́нты столя́р то́рты че́рпать творо^г экспе́рт. | |