2. Постановка учебной задачи (Цель: организовать формулирование темы) | -Вспомните, что такое образ? -Давайте вспомним, что такое форма? -Что вы изучали на прошлом уроке? | -Образ это изображение, отображение. - Форма - внешний вид, очертания предмета, сравнение. -С помощью формы можно передать характер персонажа. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. |
3. Изучение нового материала (Цель: создать условия для восприятия нового материала) | -Чем отличается рисунок от скульптуры? На доску крепятся, иллюстрации: 1)Шубин Федот Иванович «Екатерина 2- законодательница», 2)Валентин Григорьевич Козенюк «Александр Невский» и 3)Бартоломео Франческо Растрелли «Анна Иоановна с арапчонком» - Это скульптуры людей, живших в России много лет назад. Благодаря скульптурным образам мы можем узнать, какими они были. Расскажите о них. На примере скульптуры Екатерины II объясняет: Екатерина II императрица Всероссийская. Она создала множество законов. За свой огромный вклад в развитие науки и образования, армии и культуры Екатерину II провозгласили Екатериной Великой. -Какие детали вы заметили в скульптуре Екатерины Великой? -Как форма скульптуры передает характер Екатерины II? -Какое впечатление на вас произвела эта скульптура? - Как вы считаете, автор этой скульптуры смог передать образ Екатерины Великой? - Как мы должны рассматривать скульптуру? -У нас нет этой скульптуры, поэтому мы будем рассматривать изображения. -Я предлагаю вам рассмотреть 2 скульптуру. Перед вами скульптура Александра Невского. Автор этой скульптуры Валентин Григорьевич Козенюк. Александр Невский - князь Новгородский и Великий князь Владимирский, Великий полководец. Славу князю принесла победа, одержанная им над шведским отрядом. Сражение проходило на берегу реки Невы. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. -Обратите внимание на позу Александра Невского. -Верно, он привстал в седле. Это поза наблюдателя. -Обратите внимание на жест его руки. Как думаете, что означает этот жест? - А что Александр Невский держит во второй руке? - Как выдумаете, что означает флажок на копье? -Флажок означает, что сейчас будет сражение и что князь является главным в этом бою и все должны выполнять его команды. -Какой характер передает форма скульптуры Александра Невского? -Глядя на эту скульптуру, какие чувства вы испытываете? -Этот человек любит свою родину? Он готов защитить её? -Именно такие чувства хотел передать автор скульптуры. -Давайте рассмотрим следущую скульптуру Бартоломео Франческо Растрелли «Анна Иоановна с арапчонком». Анна Иоановна – российская императрица из династии Романовых. -Какой характер передает форма скульптуры Анны Иоановны? -А каких персонажей может изображать скульптор? -Издавна принято украшать парки и скверы скульптурой. В скульптурном оформлении современных парков часто используют образы сказочных персонажей. Такие скульптуры украшают дворы и парки Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. -Это скульптуры площадей и парков городов Европы. (Показывает). Каких персонажей вы узнали? | -Рисунок плоский, а скульптура объемная. . - В руке у императрицы находится царский скипетр (древнейший символ власти), а другой рукой опирается на книгу (Свод законов). Просвещенная и справедливая Екатерина II. -Высказывают свое мнение. -Да. -Со всех сторон. - Александр Невский привстал в стременах на коне. -Жест руки Александра Невского говорит о том, что его дружина (воинское подразделение на Руси) должна выстроиться и готовиться к атаке. - Во второй руке он держит копье. Высказывают предположения. -Мужественный и отважный Александр Невский. Ответы детей. -Да. Рассматривают скульптуру Бартоломео Франческо Растрелли «Анна Иоановна с арапчонком». -Надменная и своевольная Анна Иоановна, -Живых людей и сказочных персонажей. Рассматривают изображения сказочных персонажей. -Бременские музыканты, золотая рыбка, лягушка-путешественница, учёный кот, Пьеро. | Коммуникативные: Адекватно использовать речь для планирования регуляции своего действия. Познавательные: -отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; |
4. Физкультминутка (Цель: дать отдохнуть учащимся, настроить на дальнейшую деятельность). | Давайте немного отдохнём, вставайте из – за парт и повторяйте за мной. Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Еще попрыгай: 1, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | - Выполняют движения вместе с учителем. | Коммуникативные: -----планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимся. |
5. Практическая работа (Цель: создать условия для закрепления полученных знаний на уроке). | А вы знаете, кто такой скульптор? А из какого материала лепят скульптуры? -Сегодня мы с вами будем в роли скульпторов. Гипса у нас нет, поэтому мы попробуем слепить фигуры из пластилина. -Давайте вспомним правила работы с пластилином. -А каких сказочных персонажей вы знаете? - Ребята сейчас мы с вами попробуем вылепить фигурку сказочного героя, а какого, вы узнаете, отгадав загадку: Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. -Сегодня мы с вами будем лепить зайца. -Начните с того, на какую фигуру в целом похож наш персонаж. Например, какая форма у колобка? Из Шара вы можете также сделать Пяточка или Вини-Пуха. А вот фигуры других животных могут иметь округло-цилиндрическую форму. Например ослик Иа, а вот тела медвежат в основе могут быть и цилиндром и шариком, в зависимости от того, чего вы хотите добиться. -А какая форма у зайца? -Её внешние формы должны передать её характер, привычки, намерения. -Сначала вылепите простое геометрическое тело, обобщенно передающее образ персонажа. Оно будет основой вашей работы. -Какого цвета нам понадобится пластилин? - Откройте коробочку и выберите белый или серый цвет. Затем разрезаем пластилин стеком. Определенные кусочки для сказочного героя мы разминаем, чтобы он был мягкий теплый и эластичный, а потом только начинаем с ним работать. | -Художник, занимающийся скульптурой. -Из гипса. Со стеком работаем аккуратно, не смотря на то, что он из пластика он острый. Работаем только на специальной клеёнке из пластилина. Приводят примеры сказочных героев, говорят о их характере и поведении: Лиса – хитрая, обманывает и пр. -Заяц -Шар -Овал и круг. -Белый или серый, черный, красный. - Начинают готовиться к выполнению задания. - Приступают к лепке персонажа. | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка |
6. Итог урока. Рефлексия. (Цель: обобщить знания, полученные на уроке, подвести итог урока). | - Какая была тема нашего урока? - Что нового узнали на уроке? - С каким настроением работали на уроке? - Поднимите руку те, кто считает, что со всем справились. Теперь поднимите руку те, у кого были затруднения. А теперь те, кто плохо понял тему урока, но будет стараться усвоить её. Хорошо, опустите руки. Спасибо за хорошую работу на уроке, вы все молодцы. | - Тема нашего урока была «Форма создает образ в объёме» - Высказывают мнение. - Слушают учителя и поднимают руки. | Личностные: -проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; использование критерия для обоснования своего суждения. |