СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках английского языка: ресурсы умк ю.а комаровой, и.в.леонтьевой и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      УМК «Английский язык. Brilliant. » Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой и др.- это один из тех учебно-методических комплектов, материал которых не только позволяет обучить младших школьников чтению, как одному из видов речевой деятельности, но и организовать целенаправленную, планомерную и продуктивную работу по формированию читательской грамотности обучающихся начальных классов.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках английского языка: ресурсы умк ю.а комаровой, и.в.леонтьевой и др.»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: РЕСУРСЫ УМК Ю.А КОМАРОВОЙ, И.В.ЛЕОНТЬЕВОЙ И ДР.

(Раздел :Обновление содержания образования)

Титова А.Ч.,

Учитель английского языка

МБОУ СОШ пос.Литовко

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать

прочитанное – вот в чем главное»

К. Д. Ушинский


Реалии современного стремительно меняющегося мира таковы, что обществу требуются специалисты, обладающие профессиональной мобильность, т.е. способностью и готовностью очень быстро адаптироваться к новым технологическим условиям, осваивать новую технику, самостоятельно обучаться новым технологиям, а также легко переключаться на другой вид деятельности, переходить из одной профессии в другую. Именно, в связи с этим, общество делает запрос современной системе образования на выпускников, которые, согласно А.А. Леонтьеву, мы определяем как функционально грамотных. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.». А. А. Леонтьев. Все мы понимаем, что именно такой выпускник нашей российской школы может впоследствии, получив достойное высшее образование, стать конкурентноспособным специалистом в своей сфере деятельности не только на уровне нашей страны, но и на мировом уровне.

Указ президента об обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования стал одной из отправных точек создания обновлённых ФГОС НОО и ООО, где основные компоненты функциональной грамотности (так называемые hard skills) детально и конкретизировано отражены в требованиях к предметным результатам обучения, в том числе, и по иностранному языку.

Читательская грамотность, в ряду с математической, естественно-научной, финансовой, креативным мышлением и глобальными компетенциями, составляющими весь комплекс функциональной грамотности, на мой взгляд, является основополагающей. Ведь читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Она подразумевает сформированность таких умений, как:

• Находить и извлекать информацию;

• Интегрировать и интерпретировать информацию;

• Осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

• Использовать информацию из текста.

Без них невозможно изучение математики, информатики, биологии и других наук.

Работая в МБОУ СОШ пос.Литовко учителем английского языка более 20 лет, я использовала в обучении младших школьников разные учебники, пособия и учебно-методические комплекты. Из современных УМК, соответствующих новым ФГОС, на мой взгляд, заслуживает внимания УМК «Английский язык. Brilliant. » Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой и др. Это один из тех учебно-методических комплектов, материал которых не только позволяет обучить младших школьников чтению, как одному из видов речевой деятельности, но и организовать целенаправленную, планомерную и продуктивную работу по формированию читательской грамотности обучающихся начальных классов.

Структура данного учебника подразумевает в конце каждого раздела урок «Давай повторим», содержащий аутентичные тексты, обобщающие лексический и грамматический материал всего раздела, и задания к ним. Таким образом, учитель имеет весь необходимый материал, чтобы учить детей и читать, и работать с текстами уже в самом начале изучения английского языка. К примеру, уже в конце второго раздела, когда школьники только освоили первые простейшие речевые клише, даются задания на умение соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, т.е. формируются читательские действия, связанные с интерпретацией текста (рис.1.) В следующем разделе соответствующий урок содержит уже два небольших текста и два задания к ним, формирующие читательские умения, связанные с нахождением и извлечением нескольких единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста и использованием информации из текста для решения практической задачи (рис.2.)

















Рис.1. Рис.2.

Урок «Давай повторим» раздела 5-7 помогает педагогу организовать работу по формированию умения связать единицы информации, определять их общую роль в тексте, а это уже читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста (рис.3.) Авторы учебника выстроили логику работы с текстом сквозь весь курс 2-4 классов от простых заданий к более сложным по мере освоения учащимися лексики и грамматики английского языка и постарались обеспечить образовательный процесс основным необходимым материалом, текстами и заданиями для формирования основных читательских умений младших школьников.

В этом УМК есть раздел «Читаем с удовольствием», содержащий сказки, истории, отрывки из книг. По содержанию тексты отвечают интересам детей младшего школьного возраста, снабжены красочными иллюстрациями. Наличие иллюстрации позволяет организовать не только текстовый и послетекстовый этапы , но и выполнить предтекстовую работу, задания для которой легко могут быть сформулированы самим педагогом. Младшие школьники обычно в результате такой систематически и планомерно организованной работы с текстами перестают испытывать страх перед большим количеством информации, с удовольствием читают их вслух. (рис.4.)

Рис.3. Рис.4.

Главный принцип методической работы, который следует соблюдать при работе по развитию читательских умений на уроке английского языка – важно не количество времени и заданий на обучение чтению, а качество самого процесса обучения.

Читательская грамотность – неотъемлемый компонент функциональной грамотности человека. Без функциональной грамотности сложно жить в современном мире. Функционально грамотный человек может вести комфортную жизнь – строить свои отношения с людьми, с окружающей действительностью так, чтобы было удобно и хорошо для осуществления всех его жизненных планов и задач. Обучение функциональной грамотности важно начинать именно в школе, так как там ребенок проводит значительную часть своего времени в окружении одноклассников и педагогов. Школа, а именно разнообразие методов и форм организации учебного процесса и качественные учебно-методические материалы предоставляют большие возможности педагогу для формирования функциональной грамотности учащихся.

Список использованных источников информации:

1. «Английский язык. Brilliant» учебник для 2 - 4 классов общеобразовательных учреждений авторов Ю. А. Комаровой, И. В. Ларионовой, Ж. Перретт – 2019 год

2.Интернет ресурс «Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО: содержание, механизмы реализации» Д. А.Метелкин, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» https://ryb43sh.edu.yar.ru/fgos/obnovlennie_fgos_2021/metelkin.pdf

3.Интернет ресурс «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка» Ю.Г.Карташева https://www.1urok.ru/categories/2/articles/48829