СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит с  приёмами формирования читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности 1 класс»

Доклад на тему: «Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности»

1 класс



































































Докладчик: Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. П.И. Арчакова Колобердина О.Г.























«Приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности»

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп умений:

•Ориентация в содержании текста, понимание его целостного смысла и нахождение в нем необходимой информации;

•Интерпретация текста;

•Рефлексия на содержание или форму текста, а также оценка текста. Слайд



В современной методике обучения существуют два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».

Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова.

Смысловое чтение –это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Слайд

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.

В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. Слайд

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом. Слайд

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

1.Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.

3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

4.Чтение текста по нижней части букв.

5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

7.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

8.Чтение с помощью «Решётки».

9. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Задания на этом этапе направлены на постановку целей занятия, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Задание:

Предположите, о чём и о ком этот текст?

по его названию;

по иллюстрациям к тексту;

по выделению героев произведения;

по выделенным словам.

Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста

Выделение его героев по названию произведения.

Название имени автора.

Нахождение ключевых слов.

Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.



2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста.

  • Самостоятельное чтение.

  • Чтение с остановками.

  • Словарная работа.

  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  • Перечитывание текста.

  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

  • Постановка вопросов к тексту и к автору.

  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  • Обращение к отдельным фрагментам текста.

  • Беседа по содержанию в целом.

  • Обобщение прочитанного.

  • Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Приёмы работы с трудными словами

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.

  • Игры-задания, кроссворды.

  • Ребусы, анаграммы.

  • Найди в предложениях.

  • Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.

  • Замени словосочетания одним словом.

  • Закончи предложения.

  • Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.

  • Подумай и запиши.

  • Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:

  • показ предмета или действия, обозначаемого словом;

  • показ рисунка или иллюстрирование;

  • подстановка синонимов;

  • способ логического определения;

  • введение новых слов в предложение;

  • объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

  • выяснение значения слова по толковому словарю.

Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение.


Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

  • артикуляционная гимнастика;

  • чтение одного предложения с разными интонациями;

  • подражание речи учителя;

  • прослушивание грамзаписи;

  • скороговорки;

  • хоровое чтение;

  • физминутки;

  • работа над логическим ударением;

  • чтение по ролям;

  • драматизация текста;

  • чтение под музыку;

  • разметка текста: паузы, логические ударения;

  • упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);

  • упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);

  • словарь настроений;

  • участие в художественной самодеятельности;

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.

  • Диалог, дискуссия.

  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.

  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

  • Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

  • Графическое иллюстрирование

  • Словесное иллюстрирование (рисование)

  • Творческий пересказ, драматизация.

  • Творческие задания игрового действия

  • Составление сказочных объявлений и телеграмм:

  • Составление кроссвордов.

  • Составление викторин.

  • книжки – самоделки;

  • лепка и аппликация.



Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

  • Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии занятия: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Работая над составлением программы внеурочной деятельности «Читай, считай, думай» и предварительно ознакомившись с данным материалом по этапному формированию читательской грамотности я обратила внимание на электронную тетрадь «Смысловое чтение» 1 класс. Данное пособие предназначено для учащихся 1 класса общеобразовательных организаций.

Цель работы с пособием – сформировать у первоклассников умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Задания, предлагаемые в данном пособии, последовательно развивают эти умения, пробуждают интерес к чтению, способствуют общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Слайд

Данное пособие позволяет формировать читательскую грамотность учащихся. Работа с материалом, содержащимся в пособии способствует формированию у учащихся трех групп умений читательской грамотности.


Рассмотрим эту работу на примере урока №5 «Зачем слону хобот?»

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Ставится проблемный вопрос: Зачем слону хобот? ( прослушиваются ответы детей) Слайд

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

  • Первичное чтение текста.

  • Самостоятельное чтение.

  • Чтение с остановками.

  • Словарная работа.

  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Слайд

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

  • Подчеркни ответ на вопрос

  • Словесное иллюстрирование (рисование)

  • Творческий пересказ

  • Графическое иллюстрирование Слайд