ПРИЕМЫ формирования читательской компетентности младших школьников
Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются тенденции: падение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернет и компьютерным играм. Это необходимо учитывать. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
В начале 20 века дети читают «не то» и «не так» Читательская пассивность растет.
Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же. Вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения важных задач: формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Существует несколько подходов к определению читательской компетентности.
Грамотность чтения или читательская компетентность – это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. Данное определение отражает информационный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда – имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребностью читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, отрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель чтения, не только учитель русского языка и литературы организует учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения. Под компетенцией учащихся так же обычно понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Согласно Государственному стандарту общего образования, у выпускника средней школы должны быть формированы следующие компетенции: личностная, социальная, интеллектуальная и коммуникативная.
Читательская деятельность – это и есть способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор — читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.
Общей в этих подходах можно назвать способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в ситуациях, требующих ее эффективного применения.
В основе лежали три шкалы оценки читательской компетенции.
— Шкала «Успешность извлечения информации» описывает способность обучающихся находить, отбирать, понимать информацию в тексте.
— Шкала «Успешность интерпретации» описывает способность обучающихся определять смысл (тему) и делать умозаключения на основе содержащейся в тексте информации.
— Шкала «Успешность размышления и давать оценки» описывает способность учеников связывать тексты с собственной структурой знаний, идей и опыта.
Читательская компетентность определяется:
— владением техникой чтения,
— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.
Целью грамотного чтения в современном обществе является создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов.
Из главной цели вытекает ряд задач:
1. Изменить отношение к чтению.
2. Развивать потребность в чтении.
3. Систематизировать социокультурное пространство чтения.
4. Создать базу эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся.
5. Стимулировать творчество детей.
Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
— умение правильно прочитывать слова;
— понимать смысл текста;
— выразительно читать;
— выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Критерии интереса к чтению:
— активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности
— положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению
— творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.
Показателями читательского интереса школьников станут:
— положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
— заинтересованность конкретными книгами («хочу прочитать эти книги»);
— увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
— стремление поделиться с другими радостью от общенияс книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).
Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6-7 лет,когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки- («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно — к сказочным, фантастическим.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
— Подготовительный (1 класс)
— Начальный (2 класс)
— Основной (3 класс)
— Заключительный (4 класс)
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
— упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);
-упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
— «игра в прятки»,
— «мнимое слово»,
— чтение за «диктором»,
— синхронное чтение «буксиром»;
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
— показ учащимся книги, которую предстоит читать;
— подготовка детей к восприятию избранного произведения;
— чтение учителем этого произведения вслух;
— рекомендации к самостоятельной работе дома.
На уроках чтения важную роль играет беседа, беседа-дискуссия. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей. В ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора.
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять при самостоятельном чтении книг.
Основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемами отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могла быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.
Существует несколько направлений по формированию читательской компетенции:3 слайд
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетентность включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Учащимся предлагается работать со справочной литературой, словарями, постоянно посещать школьную и сельскую библиотеки
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.
В работе по формированию читательской компетентности у младших школьников применяют определённую систему методов и приёмов.
Каждая группа методов и приёмов разбивается на 3 этапа, причём по классам и полугодиям. Менять этапы по классам не рекомендуется, так как при разработке такой систематической работы были учтены возрастные особенности детей, а также возможность овладения детьми различными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) на каждой ступени начального образования.
Каждый этап включает в себя:
1. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
2. Приёмы для развития скорости (темпа) чтения.
3. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
Систематическое использование этих методов и приёмов совершенствует не только уроки литературного чтения, но и уроки окружающего мира, математики, русского языка и повышает технику чтения, улучшая беглость и выразительность чтения.
Данная система методов и приёмов может быть использована не только педагогами начального звена, но и учителями средних и старших классов.
Желаю успехов в работе!
Методы по формированию читательской компетентности у младших школьников
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть.
В своей педагогической практике использую фонетический метод: фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе выделяю следующие методики:
-- Методика внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть дети учатся узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами.
-- Методика систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучаем звукам, соответствующим буквам, и тренируем на соединение этих звуков.
-- Методика Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Этот метод применяется для слабоуспевающих детей в овладении навыками чтения.
-- Методика «Зрительные диктанты» И.Т. Федоренко ( рекомендуется применение с III четверти 2 класса):
Если ребенок, прочитав предложение из 6-8 слов, забывает первое слово, значит у него слабо развита оперативная память. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко в 1960-х годах, направлены на развитие оперативной памяти ребенка, что также способствует развитию техники чтения. Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 4-7 дней, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору.
Особенность этих предложений такова: если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.
Приёмы по формированию читательской компетентности у младших школьников
I этап: 1 класс I полугодие
I. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
1. Речевая зарядка. Речевая зарядка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность единый темп чтения, память, обогащает речь. Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверостишия.
2. Фонетическая зарядка. Цель данной зарядки: формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти; формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает возможность абсолютно грамотно писать под диктовку слоги, а в дальнейшем слова и предложения.
3. Числовые и буквенные пирамиды. Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числа и прочтение слогов.
4. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
5. Инсценирование. Инсценировать можно любые, знакомые детям сказки («Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и драугие).
6. Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым разом увеличивая темп чтения. Большое внимание при обучении чтению следует уделять использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем педагог должен показывать усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (способом дирижирования).
7. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
8. Чтение труднопроизносимых слов (экскаватор, эскалатор, комбайнер).
9. Чтение скороговорок.
10. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. (Упражнение до 30 секунд).
II. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
1. Подбор иллюстрации к тексту.
2. По иллюстрации определить содержание текста.
3. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
4. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить подходящее по смыслу слово.
5. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой. Время года, место действия и т.п.). ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
6. Викторины по одному большому тексту или нескольким маленьким.
7. Подбор загадок к словам из текста.
8. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
9. Прием «Цветопись». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
III. Приёмы для развития скорости (темпа) чтения.
1. Чтение слогов и слов, предложений ( во II четверти) вслух.
2. Чтение слогов и слов, предложений ( во II четверти) про себя.
3. Чтение хором слов, слогов, предложений ( во II четверти).
4. Чтение в темпе скороговорки.
5. Чтение «цепочкой» (по одному слову в предложении).
7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постоянным увеличением количества букв в словах.
8. Бинарное чтение. Одно предложение читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают то же самое предложение.
10. «Буксир» ( можно использовать на небольших несложных текстах).
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) учитель читает вслух, дети про себя читают хором дальше.
II этап: 1 класс II полугодие
I. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
1. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
2. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
3. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
4. Чтение одного предложения с разной интонацией.
5. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
6. Чтение с настроем. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
7. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона, птички и др.).
8. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова лисы голосом волка).
9. Чтение по ролям.
10. Чтение по ролям без слов автора.
II. Приёмы для развития беглости чтения.
1. Чтение вслух небольших текстов.
2. Чтение про себя небольших текстов.
3. Жужжащее чтение детьми одного и того же текста
4. Чтение хором одного и того же текста.
5. Чтение «цепочкой» (по одному предложению, абзацу).
6. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
7. «Буксир».
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) учитель читает вслух, дети про себя читают хором дальше.
8. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают вместе.
9. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенными признаками (начинается на букву «а»; состоит из двух слогов; ударение в конце слова и т.п.).
10. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
11. «Кто быстрее?». На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.
12. «Фотоглаз».
а) на доске короткие предложения, которые учащиеся читают определенное время. Предложения закрываются, дети по памяти называют прочитанные предложения
б) учитель показывает кадр диафильма, дети должны воспроизвести подпись к кадру.
III. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части. Составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Составление диафильмов. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок. Выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
6. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и т.п.
7. Чтение для подготовки к пересказу.
8. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
9. Подбор загадок к словам из текста.
10. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
III этап: 2 класс I – II полугодия
I. Приёмы для развития беглости чтения.
1. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
2. «Прыжки». Чтение через слово.
3. «Угадай». Антиципация слов, предложений, пословиц;
4. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
5. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и
одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на
который они должны ответить после окончания работы.
6. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст
в поисках важной информации.
Последние 2 приёма применяются учителем в конце полугодия, если класс достиг необходимого уровня читательской компетентности. Если по каким – либо причинам класс не готов к освоению этих приёмов – необходимо перенести эти упражнения на III четверть.
II. Приёмы для формирования выразительного навыка чтения.
1. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усилении или ослабление голоса.
2. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодии. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
3. Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
4. «Подходящее настроение». Прочитать текст про себя. Повторное чтение вслух: прочитать, стараясь передать соответствующее настроение.
5. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
6. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
III. Приёмы, способствующие пониманию смысла текста.
1. Определение темы текста, главной мысли.
2 Определение типа текста.
3 Составление диафильмов. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок. Выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
4. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и т.п.
5. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
6. Чтение для подготовки к пересказу.
7. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
8. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
9. Составление кроссвордов к тексту.
10. Викторины по одному большому тексту или нескольким маленьким.
11. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
12. Составление ребусов к словам из текста.
Методические приемы организации продуктивного чтения
Применение этих методов и приёмов возможно со II полугодия в 1 классе. По мере освоения детьми одного приёма или метода, учитель переходит к освоению другого.
Рекомендуемые методические приёмы для 1 класса:
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Перепутанные логические цепочки» (рекомендуется применение этого приёма с IV четверти в 1 классе)
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Рекомендуемые методические приёмы для 2 класса:
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Приемы активного чтения:
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
Приемы графической организации учебного материала:
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
На своих уроках использую следующие приемы работы по формированию читательской компетенции у своих учеников.
Приемы работы по формированию читательской компетенции:
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём “Групповая скульптура” развивает навыки организационно-деловой культуры, умения учащихся взаимодействовать друг с другом.
Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».
Приём “Конкурс шпаргалок”. Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдает все условия, «запротоколировать» наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.
Пример.
Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.
Приём “Учимся сообща”.
Описание: Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.
Памятки и алгоритмы для организации деятельности учащихся в парах и малых группах при работе с художественными произведениями
План самостоятельного изучения текста
Прочитай текст.
Озаглавь каждую часть, перечитывая текст по необходимости.
Подготовься к краткому пересказу.
Проверь себя у учителя.
Чтение с пониманием. План работы в малой группе
Один читает (1 абзац), другие слушают.
Каждый самостоятельно подчеркивает непонятные слова.
Объясняем непонятные слова по очереди (по кругу).
Тот, кто читал абзац, пересказывает его.
Задаём вопросы по содержанию текста читающему (по кругу).
Работаем со следующим абзацем по пунктам 1-5.
Памятка по изучению текста в паре
Прочитайте название текста.
Запишите название в тетрадь.
Прочитайте самостоятельно первый абзац, подчеркните незнакомые слова.
Попытайтесь объяснить значение этих слов. По необходимости используйте словарь.
Перечитайте самостоятельно еще раз абзац и выделите главную мысль.
Задайте друг другу вопросы по абзацу.
Обсуди с напарником суть абзаца и оформите её в виде заголовка. Запиши в тетрадь.
Проработайте все абзацы по пунктам 3-7.
Ответьте на вопросы к тесту.
Воспроизведите текст по составленному плану.
Порядок изучения стихов в парах сменного состава (простой)
Изучаю часть своего стихотворения:
Читаем вместе с напарником новую часть.
Обмениваемся впечатлениями.
Работаем над каждой строчкой: читаем вместе строчку, рисуем словесную картинку, используя слова как «мазки».
Еще раз читаем вместе эту часть.
Обмениваемся словесными картинками.
Отстукиваем ритм изученной части.
Читаю наизусть отрывок.
Помогаю напарнику (по пунктам 1-7).
Меняю напарника, наизусть читаю выученные части стихотворения. Далее работаю по пунктам 1-7.
Порядок изучения стихов в парах сменного состава (посложнее)
Изучаю часть своего стихотворения:
Читаю напарнику, у которого закрыты глаза, свою новую часть. Потом слушаю его впечатления.
Закрываю глаза и слушаю чтение напарником той же части. Потом делюсь своими впечатлениями.
Работаем над каждой строчкой: читаем вместе строчку, рисуем словесную картинку, используя слова как «мазки».
Еще раз читаем вместе эту часть.
Обмениваемся словесными картинками.
Отстукиваем ритм изученной части.
Читаю наизусть отрывок.
Помогаю напарнику (по пунктам 1-7).
Меняю напарника, наизусть читаю выученные части стихотворения. Далее работаю по пунктам 1-7.
Литературоведческий анализ
Памятка
В постоянной паре:
Прочитайте произведение «ручейком» по абзацам.
Какое настроение у тебя вызвало это произведение? Почему?
Понравилось ли тебе произведение? Чем? К понравившемуся отрывку нарисуй словесную картинку.
Нарисуй самостоятельно обложку к прочитанному произведению. Проверься у напарника.
Назовите действующих лиц. Выделите среди них главного героя. Объясните свой выбор.
Дайте характеристику каждому герою.
Назовите, какие события происходили в произведении.
Назовите главную мысль.
Проверься у учителя.
План подготовки краткого пересказа
Индивидуально: прочитайте текст.
В паре:
Выделите главное из первой части и расскажите об этом кратко (2-3 предложения).
Так же работай над следующими частями.
Кратко перескажите текст друг другу.
В малой группе:
Распределите роли:
рассказывает,
отслеживает количество предложений,
отслеживает точность передачи содержания.
Выслушайте и оцените краткий пересказ текста.
Поменяйтесь ролями, если хотите продолжить работу (по выбору).
План совместного изучения и пересказа текста в паре
Прочитайте текст «ручейком».
Разделите текст на смысловые части.
Озаглавьте каждую часть.
Подготовьте пересказ текста по составленному плану.
Распределите роли рассказчика и слушателя: рассказчик выполняет пересказ текста, слушатель даёт оценку пересказа (излагает текст подробно, последовательность событий не нарушает, не допускает фактических ошибок).
Поочерёдно перескажите текст друг другу, оцените друг друга.
Выразительное чтение текста в постоянной паре
В паре:
Читаем «ручейком» по абзацам.
В каждом абзаце находим непонятные слова, объясняем их друг другу.
Так изучаем все абзацы.
Индивидуально:
Подготовься к выразительному чтению: соблюдай паузы, старайся передать голосом мысли и чувства героев, читай целыми словами.
В паре:
Прочитай выразительно текст напарнику.
Оцените друг друга.
Получи домашнее задание, подготовься к проверке выразительного чтения текста.
Выразительное чтение стихотворений в малой группе
Читаем «ручейком» по одной строфе.
Обмениваемся впечатлениями.
Читаем «ручейком» ещё раз по строфе, объясняем непонятные слова, рисуем словесную картинку.
Готовимся к выразительному чтению:
с каким настроением будем читать;
расставим паузы;
подумаем, где голос повышается, а где понижается, где будем читать спокойно.
Читаем выразительно по строфе. Оцениваем друг друга.
Читаем все стихотворение по очереди, оцениваем чтение.
Чтение по ролям
Памятка
Прочитайте текст «ручейком».
Назовите действующие лица произведения.
Распределите роли между членами группы.
Читайте «ручейком», отмечая карандашом свою роль.
Самостоятельно подготовься читать свою роль.
Прочитайте текст выразительно по ролям.
Поменяйтесь ролями и прочитайте текст ещё раз.
Порядок изучения текста по методике Ривина (вариант 1)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I. Работа над собственным текстом.
Читаем новую часть текста.
Что узнали из этой части?
Объясните непонятные слова.
Какие слова считаете важными? Объясните их.
О ком или о чём говорится в этой части?
Что об этом говорится?
Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
Запиши на полях инициалы напарника.
Перескажи изученную часть.
II. Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-9.
III. Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-9.
IV. Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-9.
Порядок изучения текста по методике Ривина (вариант 2)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I. Работа над собственным текстом.
Читаем новую часть текста.
Что узнали из этой части?
Объясните непонятные слова.
Какие слова считаете важными? Объясните их.
Задайте вопросы друг другу.
Приведите примеры.
О ком или о чём говорится в этой части?
Что об этом говорится?
Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
Запиши на полях инициалы напарника.
Перескажи изученную часть.
II. Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-11.
III. Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-11.
IV. Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.
Заключение
В заключении хочется сказать, что компьютер сегодня отнимает у детей время и желание читать. Но можно сделать так, что именно компьютер стал помощником учителя в формировании читательской компетентности. Использование возможностей сети Интернет, электронных изданий, сайтов традиционных библиотек, появление цифровых библиотек, электронных литературных форумов способствует формированию новых читательских приоритетов и ценностей. Главное, надо найти правильное разумное применение этим возможностям.
Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.
Каким ребёнок будет читателем – во многом зависит от нас с вами.