СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетенции младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.Развитием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет, в следствии чего у меня имеется определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности младших школьников».

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции младших школьников.»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


"Читать – это еще ничего не значит.

Что и как читать – вот суть вопроса".

К.Д. Ушинский .

Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям   информационного общества, личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Компетенции – это набор видов деятельности, которые осуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования, поэтому должны быть сформулированы у всех обучающихся; компетентность - это совокупность качеств развитой личности, сформированных знаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении детской литературы, которые ученик реализует в практике; в системе начальных компетентностей ребенка выделяются ключевые компетенции, овладение которыми позволяет ребенку решать различные проблемы на уроке чтения и в повседневной жизни и деятельности; ключевые компетенции не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание.

Выделяются три основные компетенции, составляющие основу читательской компетентности, - это: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение пятью основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.

Читательская компетентность одно из основных УУД, способствующих личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Развитием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет, в следствии чего у меня имеется определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности младших школьников».

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению, по моему мнению, должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, умение быстро различать её среди других, соотносить букву со звуком, узнавать, назначение в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование первоначального навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения. Использую на работе такие формы и виды , чтобы повысить интерес к чтению младших школьников.

  • Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

  • Ведение и изучение читательских дневников;

  • Создание классной библиотеки;

  • Уроки читательского мастерства;

  • Презентации по творчеству писателей;

  • Для подготовки к урокам дополнительная литература;

  • Тесное сотрудничество со сельской библиотекой

  • День первой книги( прощание с букварём);

  • Беседы, дискуссии;

  • Семейное чтение.

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

На уроках литературного чтения использую различные виды работы над текстом:

  • Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

  • Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

  • Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.

  • Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

  • Чтение, деление на части. Составление плана.

  • Чтение по готовому плану.

  • Чтение, после чтения – пересказ.

  • Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

  • Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение цепочкой по абзацу.

  • Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

  • Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.

  • Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  • Чтение, ответы на вопросы.

  • Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

  • Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  • Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

  • Чтение до указанного слова или до указанной информации.

  • Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)

  • Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

  • Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).

  • Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

  • Чтение, составление сценария к диафильму.

  • Беседа с сопровождением выборочного текста.

  • Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  • Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  • Установление путем чтения причинно-следственных связей.

  • Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

  • Чтение по ролям.

  • Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  • Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

  • “Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.

  • Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

  • Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.

  • Конкурсное чтение стихотворений.

  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  • Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.

  • Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.

  • Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  • Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

  • Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

  • Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

  • Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  • Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

  • Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол

  • Чтение, пометка непонятных слов.

  • Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги.

  • Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)

  • Чтение слов, к которым даны сноски.

  • Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

  • Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима”.

  • Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

  • Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.

  • Творческие задания на карточках.

Для слабых учеников:

  • Чтение с проговариванием слогов.

  • Шепотом.

  • Выделять посильные для себя части текста.

  • Хоровое чтение.

  • Групповое чтение.

  • Выборочное чтение.

  • Комментированное чтение.

При работе над выразительностью чтения использую вопросы:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.

  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что у детей повышался интерес после того, как им самим приходилось задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую инсценирование отрывков из художественных произведений, элементы драматизации. Использование музыкальных произведений на уроке литературного чтения является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир..

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников должны стать:

положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); 
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.






































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Басовская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»









ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА







Учитель начальных классов: Князева Н.А.















2018 год