СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры воспитанников в процессе реализации мероприятий эколого – биологического вариативного модуля программы воспитания ГБОУ СКОШИ № 62

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Одним из приоритетных направлений развития школы является – экологическое движение. Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Оно должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.

Необходимо отметить, что развивая экологическое движение школы,  мы не только воспитываем экологически грамотного гражданина, но и решаем задачи коррекционного характера (развиваем сохранные анализаторы, ориентировку в пространстве,  восприятие формы и цвета, представления о целостном окружающем мире и т.д.) , что в дальнейшем помогает ребенку в социализации и даже в конечном итоге, в выборе профессии .

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры воспитанников в процессе реализации мероприятий эколого – биологического вариативного модуля программы воспитания ГБОУ СКОШИ № 62»


Из опыта работы

Формирование экологической культуры воспитанников в процессе реализации мероприятий эколого – биологического вариативного модуля программы воспитания ГБОУ СКОШИ № 62

«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».
Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Одним из приоритетных направлений развития школы является – экологическое движение. Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Оно должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Целью экологического воспитания является подготовка гражданина, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению.

Задачи движения:

 воспитание у участников осознанного и бережного отношения к родной природе;

 воспитание активной гражданской позиции, готовности принимать непосредственное участие в преобразовании окружающей среды, ответственности за свои действия;

 вовлечение обучающихся в практическую работу по изучению и восстановлению окружающей среды;

 учить видеть не только факты отрицательного отношения к природе, но и ценить положительный вклад в охрану окружающей среды в нашем регионе, включаться в конкретную деятельность в рамках экологического воспитания;

 формировать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;

 приобщать обучающихся к творческой и практической исследовательской деятельности;

 формировать потребность здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:

  • междисциплинарный подход в формировании экологической культуры обучающихся; систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию;

  • педагогическое руководство и самостоятельная деятельность обучающихся;

  • связь с жизнью, практикой;

  • учёт особых образовательных потребностей, возрастных и психологических особенностей обучающихся;

  • взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе;

  • единство требований и действий педагогов, семьи, общества;

  • коррекционная направленность экологического воспитании

  • учет состояния зрительных функций, опора на сохранные анализаторы, обогащение и расширение практического опыта с опорой на компенсаторные возможности)

История экологического движения в школе достаточно продолжительна и прошла несколько постепенных этапов. Сначала это были мероприятия экологического направления, разовые, не связанные друг с другом и проводившиеся отдельно в каждом классе: озеленение класса, пришкольный участок, участие в акциях «Помоги животным в приюте», сбор макулатуры.

В нашей школе обучаются дети с патологией зрения, поэтому общее движение выбрать достаточно сложно: спортом заниматься противопоказано, художественное направление в нашей школе и так реализуется в полном объеме. Но у детей, обучающихся в школе, есть общая черта – это умение сопереживать, доброта и ответственность по отношению к животным.

Поэтому с 2021 года в программу воспитания школы включен вариативный модуль «Экологическое движение школы».

Реализация воспитательного потенциала данного модуля предусматривает:

  • урочные занятия в рамках вариативной части учебного плана по окружающему миру, биологии, технологи и пр;

  • различные формы работы во внеурочной деятельности, реализуемые как педагогами школы, так и социальными партнерами школы – интерната.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика, кружковая работа и др.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы модуля:

  • исследовательская работа во время прогулок, работы на пришкольном участке, экскурсий;

  • мини-проекты, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья;

  • участие в акциях экологической направленности;

Воспитанники школы с удовольствием посещают занятия экологических кружков, которые ведут в рамках сотрудничества педагоги республиканского эколого – биологического центра.

В рамках сетевого взаимодействия мы заключили договор с Республиканским эколого-биологическим центром. К нам приходят преподаватели и проводят увлекательные занятия с детьми. Организуются и проводятся совместные мероприятия, конкурсы, олимпиады, экскурсии. Преподаватели эколого-биологического центра ведут в рамках внеурочной деятельности 3 кружка: «Зеленый код: загадки этноэкологии», «Зеленый росток», « Очумелые ручки».

Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы:

  • проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

  • экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;

  • коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

  • регулярное посещение уголка живой природы, проведение опытов с растениями;

  • проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;

  • ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;

  • беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных и пр.

Р азнообразные виды работы в экологических кружках взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания воспитанников с нарушением зрения.

Э колого-краеведческие  экскурсии являются одним из средств реализации краеведческого принципа в реализации модуля, способом изучения детьми своего края, его природы, истории, экономики и культуры. При этом достигается оптимальное соотношение между расширением знаний и их конкретизацией на региональном материале. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей воспитанника с нарушением зрения, способствует расширению кругозора и преодолению вербализма, формируя правильные представления об окружающем мире.

В прошлом году мы выезжали регулярно на экскурсии, мероприятия и занятия в Эколого-биологический центр Республики Бурятия, такие как открытие информационно-тактильного пространства «Природа без границ», реализуемого при поддержке Движения Первых, экскурсии в рамках проведения выездных занятий эколого – биологического кружка и др., Регулярно дети бывают на мероприятиях и экскурсиях этнографического музея

Одним из наиболее любимых дел для детей является работа на пришкольном участке. Начинается с рассады в феврале и заканчивается с бором урожая. В рамках пришкольного участка мы проводим ярмарку горшечных растений. В процессе пересадки комнатных цветов оформляем кашпо с цветами и за символическую цену продаем родителям, педагогам, гостям школы. На вырученные деньги приобретаем семена. Ежегодно осенью ребята собирают на участке богатый урожай: тыквы, патиссоны, кабачки, огурцы, помидоры и пряная зелень!

Очень важными, на наш взгляд, мероприятиями, которые помогают не только включить в процесс, но и объединить детей, родителей, педагогов являются различные акции. В школе мы проводим и участвуем, как в разовых акциях «Помощь живому уголку этнографического музея», так и в постоянных, которые реализуются в течение всего учебного года:

  • Акция по сбору макулатуры «Собери макулатуру, сохрани жизнь дереву!» У нас она проходит в течение года, мы тщательно собираем всю использованную бумагу, а затем сдаем. Всего мы сдали за последние три года 900кг. Таким образом, спасли жизнь 9 деревьев!

  • Акция по сбору использованных батареек. Переработка бытовых батареек и аккумуляторов помогает сберечь природу и уменьшить выбросы тяжёлых металлов — таких как кадмий, свинец и ртуть. Все батарейки собираем в емкость, а затем сдаем. Батареек сдали 30 кг.

  • А кция «Покорми птиц зимой!». На территории школы развешаны кормушки для птиц. В течение недели дежурный класс насыпает зерно и кормит птиц.

Участие в олимпиадах, экологических диктантах, проведение всероссийских уроков экологической направленности вызывает интерес наших воспитанников, которые успешно принимают участие в данных мероприятиях.

Т ак, осенью 2024 года, под названием «Пишем вместе!», была организована и проведена одна из площадок Международного экологического диктанта, которая прошла на базе ГБОУ СКОШИ 62 III-IV вида для обучающихся 6-10 классов, общий охват составил более 50 участников. Данная площадка дала возможность участия детей с ограниченными возможностями здоровья.

 И особо ожидаемое и яркое событие, которое проходит ежегодно в нашей школе – это месячник экологии «Мыслим глобально, действуем локально». Целью проведения месячника является активизация познавательной и практической деятельности обучающихся, направленной на решение вопросов экологической культуры и здорового образа жизни.

Обычно месячник проходит в апреле и открывается торжественной линейкой. Месячник включает ряд интересных мероприятий: экологический десант на пришкольном участке «Очистим нашу землю от мусора!», просмотр фильмов экологической тематики, различные викторины. Творческое направление работы предполагает выполнение детьми следующих заданий: изготовление из вторичных бытовых отходов карнавальных костюмов на заключительное мероприятие, изготовление поделок из природного материала, озеленение в кабинетах, организация выставки рисунков и фотографий, разработка эмблем, сценария представления своей команды, подготовка сценок. Важно, что проведение данного мероприятия собирает всех: детей, педагогов, родителей и всех заинтересованных в охране природы лиц.

Необходимо отметить, что развивая экологическое движение школы, мы не только воспитываем экологически грамотного гражданина, но и решаем задачи коррекционного характера (развиваем сохранные анализаторы, ориентировку в пространстве, восприятие формы и цвета, представления о целостном окружающем мире и т.д.) , что в дальнейшем помогает ребенку в социализации и даже в конечном итоге, в выборе профессии .



















Приложение 1

Из КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГБОУ СКОШИ № 62 IIIIV вида

для обучающихся основного общего образования


Эколого – биологический вариативный модуль

Nп\п

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентиро

вочное время проведения

Ответственные

1

Месячник экологии

5 «о»-9

апрель

педагоги школы

учитель биологии, географии

классные руководители

воспитатели

2

Тематическая выставка-продажа урожая, стряпни к празднику «Золотая осень»

5 «о»-9

сентябрь - октябрь

3

Акция «Покорми птиц зимой»

5 «о»-9

декабрь-февраль

4

Акция «Соберем макулатуру. Сохраним жизнь деревьям»

5 «о»-9

в течение года

5

Акция «Сбор использованных батареек»

5 «о»-9

в течение года

6

Акция «Огород на подоконнике»

Рассада для школьной клумбы

5 «о»-9

в течение года

7

Выставка – продажа цветов

5 «о»-9

апрель-май

учитель биологии, географии

8

Кружки ДО экологической направленности «Здоровый росток», «Зеленый код: загадки этноэкологии»



7-8 классы


5 «о»-6

1 раз в неделю

Педагог ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»


9

Участие в конкурсах, конференциях, акциях, помощь в организации экскурсий

5 «о»-9

по совместному плану

ГБУ ДО «РЭБЦ РБ»

педагоги школы

учитель биологии, географии

классные руководители

воспитатели

10

Научно – практическая конференции внешние и внутренние, защита социальных проектов

5 «о»-9

февраль

11

Экскурсии, выходы,

выезды

РЭБЦ

На Байкал

Этнографический музей

Байкальский биосферный заповедник

5 «о»-9

по совместному плану









Приложение 2

План поведения месячника по экологии

«Мыслим глобально, действуем локально»

апрель

Мероприятие

Кто

Ответственные

 1 неделя

1.Конкурс проектов по озеленению школьной территории: « Если город в цветах, если город в цвету- значит я утверждаю- его красоту»!

1-4 класс



1-10 классы








Воспитатели





 

2 неделя

Экскурсии в Ресурсный эколого-биологический центр.

5-10 кл.


учитель биологии,

воспитатели, классные руководители



Подведение итогов эколого-биологической акции «Сбор использованных батареек» в течение года»



 3неделя

1. Награждение за активное участие в экологической акции

по сбору макулатуры

« Сдадим макулатуру - сохраним жизнь деревьям!»

2. Подведение итогов эколого-биологической акции «Сбор использованных батареек»

2. Участие в сборе полистирола для эксперимента, проводимого учеными БГУ кафедры « Физика плазмы и плазменные технологии».



1 - 10кл





5 -10  кл

Учитель географии,



Воспитатели, классные руководители


4 неделя апреля

3.Путешествие эколого-биологического поезда в страну Флоренцию

5 -10  кл

Учитель биологии и географии,

воспитатели




5