ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ
Анна Юрьевна Богатова,
МОУ «Железнодорожная средняя общеобразовательная школа № 2»,
учитель математики
Одна из важнейших задач, отраженных в Государственной программе РФ «Развитие образования», заключается в обеспечении конкурентоспособности образования страны. Международное исследование PISA представляет грамотность в математике одну и главных компетенций функциональной грамотности.
Способность учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения, также понимают под математической грамотностью.
Проблема низких результатов исследований в недостаточно сформированной способности у учащихся использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такими умениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Функциональная грамотность показывает, насколько обучающийся может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Одним из средств обучения являются контекстные задачи. В. И. Данильчук дает развернутое определение: «Контекстная задача — это вопрос, задача, проблема, изначально ориентированная на тот смысл, который данные феномены имеют для обучающегося, и способ актуализации его личностного потенциала, пробуждения его смыслопоисковой активности, осознания ценности изучаемого». Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем, способных возникать в реальной жизни. Указанная особенность выделяет контекстные задачи из числа более широкого типа задач с практическим содержанием, а ситуационная значимость, подразумевает важность использования сюжета из реальной жизни учащегося в каждой задаче.
При решении сюжетных задач требуются реализация всех этапов метода моделирования математических задач. Совместно с учителем ставят цели, составляют алгоритмы решения, определяют источники информации, обрабатывают информацию в парах, определяют способ представления решения: устный ответ, мини-проект, презентация, буклет. Такая работа должна продолжаться на протяжении всего времени обучения в школе.
Решение ситуационной сюжетной задачи эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов. Проектирование ситуационных сюжетных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. К проектированию учебных ситуационных задач существует несколько подходов, которые описаны Акуловой О. В.: построение задач на основе соответствующих вопросов учебника; выделении типов задач, которые необходимо научиться решать любому ученику; сюжет задачи основан на проблемах реальной жизни; задачи на отработку предметных знаний и умений ученика, на значимом для него материале.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что для ее решения учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. При работе с текстом ситуационной задачи, по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума, следуют задания на ознакомление с условиями задачи, понимание, применение, анализ, синтез, оценку.
При формулировании этих заданий для сюжетной ситуационной задачи используется дидактический конструктор задач доктора педагогических наук Леонида Сергеевича Илюшина.
Рассмотрим задачу 1. Сюжет – ремонт квартиры (представлен план). Применяется при изучении тем «Площадь», «Масштаб». Имеет практическую жизненную направленность.
Ц
ель: показать применение формулы вычисления площади прямоугольника и единиц измерения площади в бытовой ситуации. Пропедевтика в решении объектно-ориентированных задач. Проблема – оптимально рассчитать затраты на ремонт с учетом условий. Работа выстраивается с разделением учащихся класса на 4 группы по объекту: спальня, гостиная, ванная и столовая. Каждому выдается план квартиры.
З
адание № 1 (ознакомление) – на определение соответствия описываемого объекта в сюжете задачи.
Группа определяет объекты и, учитывая, закрепленный за ними объект, выполняет вычисление площади объекта (задание № 2). Далее выполняется группой задание № 3. Необходимо определить затраты на материал для напольного покрытия. Для ванной и столовой – кафельная плитка, для спальни, гостиной – ламинат.
После предлагается задание № 4, в котором нужно анализировать данные на определение оптимальной покупки, доставки и установки кухонной плиты (стиральной машины) для столовой (ванной), а для гостиной и спальни – расчет наименьших затрат на потребление Интернета – происходит понимание, применение и анализ данных задачи и знаний учащихся.
Задания на этапах синтеза и оценки, для полного усвоения знаний по таксономии Блума Б., также формулируются с помощью конструктора задач Л. С. Илюшина, которые помогают решить проблему в задаче.
Задание № 5 (синтез).
Придумайте игру для младших школьников, играя в которую они будут делать ремонт в своей комнате.
Придумайте свои условия. К примеру, хозяйка решила на лоджии поменять раму и приведите примеры вариантов фирм, занимающимися установкой окон с учетом стоимости услуг (доставка, установка, стоимость затрат).
Задание № 6(оценка).
Д
анная работа с задачей проводится с измененными условиями. Например, хозяйка решила обратиться в строительную фирму «Теплый дом» и нанять бригаду из двух человек. Бригада может постелить ламинат в комнате за 3 дня, если будет работать по 6 часов в день, положить плитку в санузле или кухне за 2 дня, если будет работать по 6 часов в день. Стоимость работы (в таблице).
Ученикам предлагается рассчитать стоимость услуг ремонтной фирмы, общую стоимость ремонта и дать практические рекомендации хозяйке квартиры. Таким образом, можно добиться полного усвоения знаний учеником.
Рассмотрим задачу 2. Сюжет – покупка автомобиля, используя заемные средства (кредит). Применяется при изучении тем «Проценты», «Задачи на проценты». Имеет практическую жизненную направленность.
Ц
ель: показать применение понятия процента в жизненной ситуации, а именно кредит на покупку автомобиля. Решение таких задач способствуют формированию не только математической грамотности, но и финансовой. Проблема – оптимально рассчитать затраты на покупку автомобиля с учетом условий. Дать рекомендации покупателю. Работа выстраивается с разделением учащихся класса на пары.
Используя таксономию полного усвоения знаний Б. Блума, ознакомление, понимание и применение, происходит при разборе и расчете условий покупки и содержания автомобиля (условия кредитования, одноразовая комиссия от суммы кредита, стоимость страховки).
После чего, нужно проанализировать и синтезировать общие затраты, используя данные расчеты.
Задание № 6 (оценка).
Предположить примерный размер заработной платы покупателя на таких условиях.
Оценить полученные выводы и дать рекомендации покупателю автомобиля.
В 5 классе научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии. В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики могут наблюдать снижение или повышение цены на товары, зависимость уплата налогов от заработной платы. Изучение функций в 7 классе даст возможность ввести огромное количество новых, более сложных понятий: спрос и предложение, равновесная цена. В 8 классе вновь рассматриваются кредиты и вклады: квадратные уравнения позволяют раскрыть сюжет задачи с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом. В старших классах программа позволяет рассматривать огромное количество сюжетных задач практического характера.
Для повышения мотивации учащихся и формирования математической грамотности, следует применять задания на применение математических знаний в разнообразных ситуациях, требующих различных подходов при проведении анализа и оценки сюжета задачи, что не только помогает применить знания на практике, но и способствует формированию функциональной грамотности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / А. В. Акулова. — СПб.: АППО, 2008. - 96 с.
Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И. А. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019.-160 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
Ляхова, Н.Е. Обучающая модель решения текстовых задач на нахождение наибольших и наименьших значений // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2006. № 1. - С. 73-80.
Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю.В. – Киров, 2012. – 72с.
Фридман, Л.М Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. - М.: Школьная пресса, 2002.
Ященко И. В., Рослова Л. О., Высоцкий И. Р. ОГЭ – 2023. Математика. Типовые тестовые задания. Издательство: Экзамен. 2023. 86 с.