СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование географических представлений на уроках географии у умственно отсталых школьников»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение географии в коррекционной школе, дает возможность сформировать у учеников с умственной отсталостью, полноценные географические представления, благодаря наглядному материалу.

Просмотр содержимого документа
««Формирование географических представлений на уроках географии у умственно отсталых школьников»»

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»













«Формирование географических представлений

на уроках географии

у умственно отсталых школьников»











Подготовила: Хасенова К.Ш.

учитель географии.
















2022 год.



(2слайд) опрос «Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью. Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь»1.

(3слайд) Изучение элементов географии дает возможность не только сформировать у детей определенную систему знаний о явлениях природы, но и развивает умственную деятельность учащихся (воспитывает умение сравнивать, производить наблюдения, устанавливать сходство и различие, помогает овладевать анализом и синтезом и на основе этого производить обобщения и делать выводы). 

(4слайд) Содержание курса географии в коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы. В коррекционной школе VIII вида ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений.  Естественно, что программа по географии для коррекционной школы составлена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

(5 слайд) При формировании географических представлений решающую роль играет использование разнообразного наглядного материала. При выборе наглядности необходимо отдавать предпочтение естественной натуральной наглядности. Именно она обеспечивает наиболее полное знакомство учеников с объектом изучения. Поэтому, если изучаемый объект расположен на доступном расстоянии, целесообразно организовать его восприятие в естественных условиях, во время географической экскурсии.

Непосредственным наблюдениям школьников на географических экскурсиях в старших классах вспомогательной школы отводится не более 25—30 мин, потом дети теряют интерес к изучаемому объекту, отвлекаются. Специально следует обратить внимание учащихся на реальные размеры изучаемых объектов, так как не все дети правильно представляют себе действительные размеры объектов. Особенно успешно использовать приемы сравнения. Например, при изучении озер, можно выйти к близлежащему озеру. В этом месте у учащихся есть возможность увидеть реальные размеры. Если организовать экскурсию осенью и весной, представления учащихся обогащаются, они воспринимают объект в разное время, появляется возможность посмотреть изменения объекта.

Нужно организовать по возможности активное изучение объекта. Для этого организовываются различные практические работы. Программой по географии предусмотрена экскурсия по теме “Ориентирование на местности”, в разные годы мною были использованы различные упражнения: “Работа с компасом” – учащимся необходимо было определить направление для выбранных объектов, относительно точки наблюдения; “Поиск клада” – учащимся необходимо было пройти в указанное место, измеряя расстояния шагами и находя нужное направление с помощью компаса; “Помоги другу” – учащиеся делились на две группы, школьники первой группы составляли “записки-описания маршрута”, учащиеся второй группы отправлялись на поиски друга, ориентируясь на полученную записку.

(6 слайд) При формировании таких географических представлений, которые не могут быть восприняты школьниками непосредственно в ближайшем окружении, главную роль играют различные наглядные пособия, особенно географические картины и иллюстрации, а также рисунки учебника, журнальные иллюстрации (“Юный натуралист”, “National Geographic”, “Вокруг Света”), фотографии (большой выбор в сети Интернет), открытки, компьютерные презентации. Для формирования у школьников правильных, четких и богатых деталями географических представлений важно сочетать на уроке различные виды наглядных пособий: ландшафтные и детализирующие картины, рисунки учителя на доске и учеников в тетрадях, муляжи, макеты, коллекции и гербарии. Но не следует перегружать урок географии большим количеством картин, каждая из них должна быть проанализирована детально.

(7 слайд) Учитывая особенности восприятия, картинный материал необходимо преподносить, дозировано, концентрируя внимание учащихся на существенных особенностях изучаемого объекта.

 Отдельное внимание следует обратить на усвоение школьниками реальных размеров изучаемых географических объектов. Желательно, предложить школьникам сравнить изучаемый объект с объектом, размеры которого им известны. При рассмотрении картин необходимо обратить внимание на сравнение размеров объектов переднего плана и второго, насколько правильно учащиеся представляют размеры удаленных объектов. Внимательное рассмотрение картин помогает ученикам самостоятельно сформулировать причинно-следственные зависимости географического характера, что позволяет упорядочить, систематизировать и интегрировать образ, создает условия для лучшего его сохранения в памяти.

(8 слайд) Иногда ни одно наглядное пособие не сможет обеспечить такого подробного и деятельного знакомства учащихся с географическим объектом, как видеофильм, его необходимо использовать, когда необходимо показать объект в движении, в динамике. Демонстрируя звуковой фильм, рекомендуется показывать его с отключенным звуком, т.к. часто звук мешает целенаправленно воспринимать фильм. Такой показ учителю необходимо сопровождать подготовленным рассказом или объяснениями, но учитель не должен отвлекать внимание учащихся от главного в фильме. Если же географические объекты нужно показать с характерными для них звуками и шумами, звуковое сопровождение фильма сохраняется, но и в этих случаях необходимы отдельные краткие разъяснения учителя по ходу фильма. Демонстрация видеопособия на уроке географии должна занимать строго определенное время – максимально 25 минут. Умственно отсталых детей необходимо специально готовить к восприятию фильма (раскрыть во вступительной беседе его содержание, рассказать об основных разделах, указать, на что следует обратить внимание, провести словарную работу). А после демонстрации фильма в беседе с учениками проверить понимание школьниками основного содержания фильма, уточнить отдельные сведения, помочь привести их в систему. Для коррекции зрительного восприятия и развития произвольной памяти, возможно, предложить учащимся перед просмотром фрагмента план его пересказа. В своей работе я использую фрагменты из серии фильмов “Discaveri”, и видеозаписей телевизионных программ “В мире животных”, “Моя планета”.

Однако использование только наглядности при формировании географических представлений может привести к тому, что школьники будут запоминать наиболее яркие и выделяющиеся стороны объектов, опуская важные и существенные признаки. Вот почему необходимо совместно с наглядность использовать словесные методы. Важнейшую роль при демонстрации географической наглядности играет слово учителя (вопросы, указания), направляющее восприятие учащихся. В словесной форме проверяется правильность узнавания учениками объектов и их частей, понимания их реальных размеров, цвета и т.п.

(9 слайд) Умственно отсталым школьникам очень трудно словесно оформлять свои географические представления. Поэтому при корректировании важно обратить серьезное внимание на всемерную и постоянную активизацию речевой деятельности школьников. Слушая правильно построенные географические рассказы – описания учителя, школьники усваивают новые слова и термины, учатся последовательно и красочно рассказывать о природе. В рассказе учителю следует специально выделить отдельные мелкие детали, характерные именно для данного объекта, обратив внимание учащихся на то, что они свойственны именно этому объекту и отличают его от других. Эмоциональные и яркие языковые средства в сочетании с наглядными пособиями играют большую роль в расширении и обогащении географических представлений школьников с нарушением интеллекта.

Все географические объекты, упомянутые в рассказе, учитель должен обязательно показать сам на географической карте или дать задание ученику, который находит объект по данным ориентирам.

(10 слайд) Географические карты и планы местности относятся к символической наглядности. В процессе преподавания географии следует обращать особое внимание на установление связи между названиями географических объектов и их расположением на карте. А также проводить практические упражнения по изучению карты. Необходимо образовывать у учащихся многосторонние ассоциации между различными географическими объектами и их расположением на карте. Учитель должен объяснить школьникам значение и содержание каждой краски на шкале высот и глубин, а также символических знаков, которые являются “языком” карты. Учащиеся должны четко представлять себе за каждым условным знаком соответствующий образ. Для этого целесообразно совместно использовать географическую карту и иллюстративную наглядность.

(11 слайд) Выбирая оптимальные методы обучения и учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно прогнозировать положительную динамику в формировании географических представлени