Формирование готовности
дошкольников
к обучению в школе
средствами конструктивной
деятельности
Выполнила:
Сафеева М.Н.
Студентка V курса
заочной формы обучения,
направление подготовки
«Педагогическое образование»
направленность (профиль)
Дошкольное образование
Арзамас
2021
Цель исследования - изучение роли конструирования в
формировании готовности дошкольника к обучению в
школе.
ООббъъеекктт ииссссллееддоовваанниияя – формирование готовности детей дошкольного
возраста к школе.
ППррееддммеетт ииссссллееддоовваанниияя – формирование готовности дошкольников к
обучению в школе средствами конструктивной деятельности.
ГГииппооттееззаа ииссссллееддоовваанниияя состоит в предположении, что конструктивная
деятельность может являться эффективным средством формирования
готовности старших дошкольников к обучению в школе при соблюдении
следующих условий:
§ Задачи, содержание и правила конструктивной деятельности направлены
на формирование компонентов готовности к школе;
§ Деятельность предполагает активное участие дошкольников;
§ Содержание конструктивной деятельности близко интересам и опыту
детей.
ЗЗааддааччии ииссссллееддоовваанниияя::
1) Рассмотреть готовность к обучению в школе как психолого-
педагогический феномен.
2) Охарактеризовать компоненты готовности к школьному обучению.
3) Описать конструктивную деятельность как средство формирования
готовности старших дошкольников к обучению в школе.
4) Разработать и апробировать проект по формированию готовности к
школе детей старшего дошкольного возраста с использованием средств
конструктивной деятельности.
Исследования ученых по изучению проблемы готовности к
обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста были
представлены в работах :
Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина,
А.И. Запорожец, Г.М. Вахтановой, Г. Г. Кравцова и др.
Исследования о конструктивной деятельности и её роли в
развитии личности дошкольников в работах:
Б.С. Волкова, Н.И. Гуткиной, Л.А. Ремезовой, Т.С. Комаровой,
Т.А.Нежновой, О.В. Дыбиной, Е.А. Мухортовой и др.
Л.А. Венгер считает, что готовность к школе
определяется совокупностью педагогической,
психологической (социальной, личностной,
интеллектуальной) и физиче ской подготовки.
«Быть готовым к школ е – не значит уметь
читать, писать и считать.
Леонид Абрамович Венгер -
(1925 – 1992)
советский психолог, кандидат
педагогических наук, доктор
психологических наук ,
профессор.
Быть готовым к школ е – значит
быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер.
Термин «конструирование» (от
латинского слова соnstruerе) означает
приведение в определенное
взаимоположение различных
предметов, частей, элементов.
Конструктивная деятельность – это
практическая деятельность, которая
направлена на получение
определенного, заранее задуманного
реального продукта,
соответствующего его
функциональному назначению.
Л.А.Ремезова.
С целью определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в
школе была проведена опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 439» г. Нижний Новгород.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1 этап – констатирующий, в ходе которого была проведена диагностика уровня готовности
детей к школьному обучению.
2 этап – формирующий, цель которого разработка и апробация программ реализации процесса
формирования готовности старших дошкольников к школе на основе использования конструктивной
деятельности.
3 этап – контрольный, цель которого заключалась в определении эффективности опытно-
экспериментальной работы, т.е. проведение повторной диагностики.
Для выявления уровня готовности детей к школьному обучению на констатирующем этапе мы использовали
следующие методики:
1) Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, с целью исследования внутренней позиции школьника и
выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность (личностная готовность к обучению).
2) Диагностика социально-коммуникативной компетентности дошкольников О.В. Дыбиной, цель которой
выявление уровня коммуникативной компетентности.
Рис.1. Результаты диагностики внутренней позиции
Рис.2. Результаты диагностики коммуникативной
компетентности дошкольников по методике О.В.
Дыбиной на констатирующем этапе, %
школьника и выявление характера ориентации на школьно-
учебную деятельность по методике «Беседа о школе» (Т.А.
Нежновой) на констатирующем этапе, %
На втором этапе опытно-экспериментальной работы были подобраны и проведены
занятия по формированию готовности к школе у старших дошкольников на основе
использования конструктивной деятельности.
Магнитный конструктор
Игра «Головоломка»
«Магформерс»
«Танграм»
«Конструктор фигур»
Блоки «Дьенеша»
Палочки Кюизенера
Констатирующий этап Контрольнй этап
Рис.4. Сравнительные результаты
контрольной группы на констатирующем
и контрольной этапе, %
Рис.5. Результаты диагностики экспериментальной
группы на контрольной этапе, %
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис.6. Сравнительные результаты
экспериментальной группы на
констатирующем и контрольной этапе, %
Рис.7. Сравнительные результаты контрольной
и экспериментальной группы на контрольной
этапе, %
Констатирующий этап Контрольнй этап
Рис.9. Сравнительные результаты
контрольной группы на констатирующем и
контрольном этапе, %
Рис.10. Результаты диагностики экспериментальной группы
на контрольном этапе, %
Констатирующий этап Контрольнй этап
Рис.11.Сравнительные результаты
экспериментальной группы на контрольном этапе,
%
Рис.12 Сравнительные результаты
контрольной и экспериментальной группы на
констатирующем и контрольном этапе, %
Вывод:
Работа по формированию готовности к
школе у детей старшего дошкольного
возраста, включающая в себя
конструктивную деятельность, позволяет
оптимизировать процесс формирования
готовности к обучению в школе.