СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданско-правового воспитания младших школьников через внеурочную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гроажданственности, патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданско-правового воспитания младших школьников через внеурочную деятельность»

Автор: Попкова Мария Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Солёноозёрная СШ № 12.

Тема: «Гражданско-правовое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность».

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти»

Плутарх

Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:

1. воспитание личности, осознающей достоинства человека, терпимость;

2. формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

3. воспитание гражданских чувств школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

4. формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

5. формирование гражданской позиции ученика: «Я - россиянин»;

6. развитие познавательных интересов, потребности в изучении культурно- исторических традиций родного села, города, других народов.

Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?

Сегодня школа обязана обучать пра­вовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель дол­жен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпи­мость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индиви­дуальностью и неприкосновенностью.

Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию.

При осуществлении гражданско-правового воспитания необходимо осуществлять взаимодействие семьи и школы, активно включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Наиболее приемлемыми формами работы являются:

1. уроки мужества,

2. классные часы,

3. экскурсии в музеи,

4. анкетирования,

5. благотворительные акции «Вам защитники Отечества»,

6. часы общения,

7. внеклассные мероприятия,

8. конкурсы.

Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства», «Символика государства» и др. В классе проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я маленький гражданин России», «День пожилого человека», «День села» и другие.

Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну – ка, мальчики».

Использование наглядно – информационной формы работы: выставка детских работ по теме «Улыбка моей мамы»

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам.

На классном часе «Урок гражданина» звучит запись песни «С чего начинается Родина?»

Учитель: Действительно, а с чего по – вашему, начинается Родина?

- Заслушиваются ответы учащихся.

На классном часе «Государственный герб России»

Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о гербах, о геральдике, об истории возникновения Российского герба.

Что такое герб? Где помещается изображение герба государства?

Существуют ли правила составления гербов?

- Заслушиваются ответы учащихся.

На классном часе: «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школьников – старательно учиться. Дети узнают, что кроме прав у них есть ещё и обязанности: бережно относиться к своей школе и своему классу; стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми; следить за своим внешним видом; поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.

В заключении хочу отметить, что чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество.

Литература:

  1. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год

  2. Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год

  3. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год

  4. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992

  5. Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год

  6. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год

  7. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год