Статья
Карамышевой Натальи Викторовны,
учителя-логопеда
МБДОУ детский сад № 407
Кировского района
г. Екатеринбурга
Формирование и развитие фонематических процессов у дошкольника с Фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Более тщательное изучение звуковой стороны речи детей с ФФНР показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности её элементов – звукопроизношения, ритмико – слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков;
Замена одних звуков другими;
Смешение звуков.
При недифференцированном произношении пар или групп звуков один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух или даже трёх других звуков. Например, мягкий звук «Дь» произносится вместо звуков «Зь», «Щ», «Ж» («дина» вместо «Зина», «денок» вместо «щенок», «дюк» вместо «жук»).
Очень часто дошкольники с ФФНР заменяют один звук другим, имеющим более простую артикуляцию и представляющим поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук «С» употребляется вместо звука «Ш», звук «Л» - вместо звука «Р». У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков речи может быть заменена звуками «Т» и «Д» («танки» вместо «санки», «дайка» вместо «зайка» и т. п.).
Смешение звуков у воспитанников с ФФНР характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по акустико – артикуляционным признакам. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различать фонемы – звуки речи).
Приёмы, помогающие определить степень несформированности фонематического слуха:
Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука:
в своей речи;
в чужой речи.
Воспроизвести за педагогом 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков.
Выделить заданный звук из потока звуков речи, имеющих акустико – артикуляционное сходство.
Выделить слог с определённым звуком из ряда слогов.
Определить наличие звука в заданном слове.
Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов, затем двусложных и трёхсложных слов без стечения согласных и со стечением согласных.
В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением.
Теперь перед ребёнком ставятся новые задачи:
освоить буквенные обозначения звуков;
научиться сливать буквы в слоги;
усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.
Своевременное выявление детей с ФФНР, проведение специально организованного обучения позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Литература:
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Логопедия. М., Просвещение. Владос.1995.С.53, 58.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Основы логопедии, М., Просвещение. 1989.