Формирование коммуникативных умений у учащихся с ОПФР
Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы - педагоги знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Тем более, если речь идет о детях с проблемами в развитии. Такие дети в большей степени, чем их сверстники с нормой интеллекта, испытывают трудности в общении. В первую очередь это связано с низким развитием речи у этих детей, с недоразвитием их эмоционально-волевой сферы.
Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий.
Трудности в общении с окружающими людьми у детей с ОПФР связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.
Наша основная цель в работе – создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с ОПФР, социальной реабилитации и интеграции их в общество.
Для этого мы ставим перед собой ряд задач:
1) создание адаптивно-образовательной среды;
2) формирование у детей с разными образовательными потребностями и познавательными возможностями адаптивное и социальное поведение, активно взаимодействуя с родителями;
3) формирование у детей когнитивных, речевых, моторных, специальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи, своевременная адаптация к социальной среде, стимулирование активности и самовыражения;
4) формирование и развитие речевых и коммуникативных умений детей с ОПФР с учетом физических, психических и интеллектуальных особенностей развития каждого ребенка;
5) формирование предпосылок учебной деятельности, создание условий для развития сохранных сторон познавательной деятельности;
6) коррекция отклонений в психическом развитии;
7) привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов, развитию и стимулированию познавательной деятельности детей с ОПФР.
В ходе целенаправленной воспитательной и коррекционно-развивающей работы созданы условия для формирования у детей, учителей, других специалистов толерантных отношений к лицам с ОПФР.
В своей работе мы особое внимание уделяем развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:
1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным возможностям для всех детей, независимо от их принадлежности к какой-либо другой группе);
2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к детям с ОПФР;
3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;
4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
5) позитивная лексика в межличностных отношениях.
А так же минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:
1) насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование;
Смысл деятельности педагогов в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности детей и родителей. Этому способствовали ряд мероприятий, проводимых совместно с учителями-дефектологами, психологом:
индивидуальное консультирование воспитателей, детей и их законных представителей;
выступления на родительских собраниях;
консультации, подготовка памяток для воспитателей, родителей детей с ОПФР;
организация общественно-полезной деятельности;
праздники и развлечения.
Формированию толерантного отношения к детям с ОПФР способствуют и коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые психологом.
Они направлены на:
коррекцию затруднений в общении;
повышение уверенности в себе;
ослабление негативных эмоций;
развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;
обучение воспитанников жить дружно, сплоченно;
овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
В результате целенаправленного, систематического коррекционного воздействия исчезают коммуникативные трудности, происходит формирование необходимых умений и навыков у детей с проблемами в развитии. Это позволит им более успешно реализовать свой потенциал, социализироваться в обществе.