СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.»

Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира. Сл1


Предмет « Окружающий мир» в начальной школе – сложный , так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас , необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. СЛ2

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.СЛ3

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни. Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке и т.д.


Развивающие игры и творческие задания на разных этапах урока: сл4


-Организационный момент. Определение темы и целей урокасл5-

( кроссворды,сл6 загадки, ребусы, игры и т.д.)

-Проверка домашнего задания (игра, графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.)

Сл 7-Работа над новой темой (проект, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.)

-Физкультминутка (имитация движения того или иного животного и т.д.)

-Продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.)

-Закрепление изученного (проблемные вопросы ,игры, тестовые задания).

Проводятся нестандартные уроки. Например: урок- путешествие « В царстве грибов», « В пустыне»,уроки- экскурсии « Московский Кремль», уроки-игры « Город и село», урок- сказка « Осенние изменения в природе» сл8.и т.д.

Красочные иллюстрации , интересные и забавные задания , загадки и кроссворды , доступное изложение материала , тесно связано с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать на уроке.

Развивающие игры и творческие задания учат детей размышлять, самостоятельно находить верные ответы. Пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц, дети могут проверить, закрепить и дополнить знания по основным темам школьного курса, узнать много нового и интересного.

Я в своей работе использую такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, информацию сл9 из Книги рекордов Гинесса или из рубрики «Знаете ли вы?».

Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9.4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.

  2. Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.

  3. Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г. тогда от града погибло 92 человека.

Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе»(слайд 10)

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?

Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой.

Синица и белка.

- Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?

- Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть.

- А чем же ты кормишься?

- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь!

- Как зимует белочка? Почему она не впадает в спячку?

- Какие еще звери впадают в спячку?

Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни.

Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому, в формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например по теме: сл 11«Что такое хвоинки?», предлагаю детям такие вопросы:

  1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?

  2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?

  3. Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?

  4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?

  5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?

Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки .

Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для учителя начальных классов важно сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися в данном аспекте является сочинение сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру. сл 11 сл12

Методика сочинения сказок включает несколько этапов:

  • обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва птиц) и др.;

  • придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета; сл13

  • сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;

  • сочинение детьми собственных сказок;

  • красочное оформление своих произведений;

  • организация выставки лучших работ.

В своей работе я часто использую этот метод. Ученики моего класса любят сочинять экологические сказки. Сказки мы сочиняем устно, а потом рисуем один из фрагментов этой сказки. Например при изучении тем про солнце и про луну , я разделила детей на группы и они составляли сказки. А потом они рисовали. Сл14,сл 15

Существуют и другие развивающие задания на уроках окружающего мира. Перечислю некоторые из них, которые особенно нравятся детям, которые я использую на уроках.

Сл 16 «Головоломки». Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

Сл17,18 «Реставрация». Учащиеся получают разрезанный рисунок Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

«Отгадай, кто я.» Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

Сл19 Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить

в учебно-исследовательскую деятельность
 -постановка цели
 -выдвижение гипотез
 -умение составить программу наблюдения
 -умение пользоваться измерительными инструментами
 -умение фиксировать результаты
 -анализ результатов наблюдений.
сл 20Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач  – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
   Рассмотрим примеры таких творческих заданий в  учебниках. При изучении темы Сл 21«Планеты Солнечной системы» даю задание: вылепить из пластилина модели планет.

Изучая тему «Водоемы нашего края» — придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей.   При изучении темы «Кто что ест?», даю задание изготовить модель цепи питания.  Сл22

Заключение

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

С л 23Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

  • у детей развивается умение работать с информацией;

  • формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

  • повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет особую роль в учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.сл 24