«Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся с ОВЗ»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Здоровье ребенка, его физическое развитие, социально-психологическая адаптация во многом определяется средой, в которой он находится. Для ребенка от 7 до 18 лет этой средой является учреждение образования, где он пребывает значительную часть своего времени.
Наша общеобразовательная школа занимается образовательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стойкое нарушение физического и психического развития, которое препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Она относится к разряду специальных образовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью обучающихся, так как многие воспитанники имеют сложную структуру дефекта, т.е. наличие нескольких сопутствующих заболеваний. Почти каждый из обучающихся в школе, имеет разную степень выраженности органического поражения центральной нервной системы и, кроме того, от 3 до 6 сопутствующих заболеваний и функциональных нарушений состояния здоровья. Для таких детей особенно важно создание здоровьесберегающей среды: содержательных, организационных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
По словам доктора медицинских наук профессора Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и других), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью.
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) коррекционная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Для решения этой задачи в школе педагоги занимаются по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель школы - создание в образовательном учреждении специальных организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и материально-технических условий, способствующих формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, их познавательному и эмоциональному развитию.
Задачи школы:
- сформировать у ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные представления о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации; формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
- сформировать умения поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами, умение включаться в доступные и показанные подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна;
- сформировать умения следить за своим физическим состоянием и отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- сформировать стремления к максимально возможной для данного ребенка физической независимости;
- сформировать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Обозначая цели и задачи деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом психофизическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Моя группа состоит из 7 человек. Это ребята 9- 14 лет. У каждого ребенка есть свои особенности характера. Самыми распостраненными являются: нервозность, порывистость, противоречивость, неустойчивость. Очень часто смена настроения происходит без видимых причин и моя работа с такими детьми требует особого подбора методов и приемов педагогического воздействия с учетом специфики заболевания детей.
В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые объединяют в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. В течении учебного года мною были проведены такие беседы: «Причины несчастных случаев», «Ответственность за поведение на дороге», «Пожарная безопасность», «Нет вредным привычкам», «Добро и зло телевизора», «Мы за ЗОЖ» и другие. Так же провела практикумы по теме «Улица полна неожиданностей», «Опасности, которые нас окружают», «Как помочь при обморожении». А мероприятия «Это должен знать каждый», «Мы все такие разные» закрепили знания учащихся.
Изучая в течении нескольких лет различную литературу по данной теме и применение полученных знаний в своей работе, я пришла к выводу, что целенаправленное использование индивидуальных образовательных маршрутов в коррекционно- воспитательной работе приводит к успешной социальной адаптации и развитию детей с ОВЗ. У них вырабатываются те же компетенции, которые присущи здоровым гражданам нашего общества.
Забота о здоровье подрастающего поколения начинается с заботы педагога о состоянии собственного здоровья, а оно во многом зависит от образа жизни, который он ведет. Мы также не всегда можем повлиять на принятие решений, от которых зависит экологическое состояние города, где мы живем. Но всегда можно избежать вредных привычек, разнообразить свой пищевой рацион, научиться так регулировать профессиональную деятельность, планируя свой рабочий
график, чтобы не допускать перегрузок и соблюдать режим труда и отдыха.
Знание методов поддержки сил собственного организма, его возможностей и симптоматики тех или иных заболеваний поможет педагогу внимательнее относиться к состоянию здоровья своих воспитанников. Да и собственный пример лучше всяких слов послужит обучению детей соблюдению правил здорового образа жизни.
Литература
1. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
2. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989.
3. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.