СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

при выполнении математических заданий детям ОВЗ требуется не только организующая и направленная помощь, ни и частичный разбор выполняемых действий, упращение заданий и часто полный совместный разбор. а также совместное выполнеие задания.

Просмотр содержимого документа
««Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»»

Консультация для воспитателей

«Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

Особенность формирования математических представлений у детей с нарушением речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий. Это, прежде всего, положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных интересов.

Формирование речи предполагает анализ и сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально - логической и аналитико - синтетической деятельности в целом. В связи с этим в обучении математике детей с нарушением речи ведущую роль играет проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение. В ходе такого подхода к обучению дошкольник с ограниченными возможностями здоровья понимают логику и последовательность поиска решения проблемной ситуации, участвуют в совместных опытах, исследованиях и экспериментах. При обучение так же необходимо упираться на положение о взаимосвязи речи и моторики, так как развитие ручной моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Поэтому в образовательную деятельность надо включать разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций.

На начальных этапах обучения, в соответствии с положением о постепенном переходе от наглядно-действенного и наглядно - образного к вербально - логическому мышлению, надо использовать более простые мыслительные операции / анализ, классификацию с опорой на наглядно - образное мышление, а на последующих этапах обучения - более сложные /обобщение, абстракция / с опорой, как на образное, так и на словесно-логическое мышление.

Принцип поэтапного формирования умственных действий предполагает, что объяснение нового материала начинается с актуализации уже имеющихся знаний, первичной ориентировки в предстоящей деятельности, проходит в виде выполнения аналитических заданий, требующих осмысления и обобщения. Комментирование хода выполнения заданий позволяет увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли и перейти от выполнения действий в перцептивной форме к речевому сопровождению операций и действий в уме.

В процессе обучения математики должен осуществляться комплексный и системный подход к коррекции речи. Построение математических заданий происходить должно с учётом онтогенеза речевого развития: от простого к сложному, от более продуктивных - к менее продуктивным, от семантически противопоставленных менее противопоставленным. Так как у детей с нарушением речи отмечается снижение познавательной активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточная сосредоточенность, важную роль надо отводить формированию и поддержанию интереса к выполнению математических заданий. Этому способствует, как известно, использование наглядных пособий, игр и игровых приемов.

Итак, изучение натурального ряда чисел надо начинать только после того, как дети изучат все числа до десяти. Ребенку надо предложить самому произвести построение числовой лестницы. Если дети выкладывают числовой ряд медленно, то можно предложить им уже готовое пособие, выполненное на картоне с наклеенными на нём цифрами и квадратами из бархатной бумаги - для активации тактильных рецепторов. При работе с готовой наглядностью нужно, чтобы ребёнок рассказал, какие перед ним числа, и посчитал, сколько квадратиков около каждого числа. Модельный, наглядный характер обучения делает доступным осознанное употребление в речи математических высказываний.

Наиболее сложным для детей с нарушением речи является грамотное употребление предлогов и согласование слов, поэтому воспитатель должен всегда давать детям правильный образец ответа, проговаривать его медленно и чётко, выделяя голосом значимые слова, предлоги, немного нараспев произносить окончание существительных и числительных. При формировании представления о долях следует ограничиться рассмотрению половин, другие доли не изучаются. Так как при изучении состав числа, сумма рассматривается как целое, из двух частей, из половин, которых в целом может быть только две/ два слагаемых/. Дети с нарушением речи испытывают затруднение в изучении пространственных направлений. Они начинают использовать предлоги и наречия в спонтанной речи, правильно обозначать направление движения и место предметов. Однако продолжают наблюдаться нарушение лексико - грамматического строя речи. Поэтому, прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо уточнить и систематизировать уже имеющийся опыт употребления предлогов и наречий, напоминать их значение, показывать образцы построения высказываний.

Наибольшие трудности вызывает у детей с нарушением речевого развития ориентировка на листе бумаги: они сначала ищут указанное направление пространства от себя, а потом на листе бумаги. Что замедляет выполнение задания.

В заключении хочется отметить, что при выполнении математических заданий детям с ограниченными возможностями здоровья требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение задания.