Формирование метапредметных связей на уроках географии
Сахипова Римма Равильевна,
[email protected],
МБОУ СОШ №5 г. Дюртюли,
ул.Первомайская,3
Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у обучающихся ключевых компетенций. Межпредметные и метапредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами, что помогает решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных предметов. ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования на основе принципов метапредметности:
-освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
-способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
-самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;
-организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
-построение индивидуальной образовательной траектории.
В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".
Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета . Отпуская ученика в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как обучающийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.
Метапредмет основан на интеграции - это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.
Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин. Интеграция (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие.
Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Приобретенные метапредметные умения пригодятся обучающимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Интегрированные уроки как опыт были проведены с учителем химии по теме «Минеральные ресурсы России». Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной, и не обязательно должен был целый этап урока, может быть просто один момент, например при изучении нулевого географических координат, обращаем внимание обучающихся, что гринвичский меридиан проходит через Великобританию, а они как раз изучают английский язык. Богатое содержание курса географии предоставляет широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.
Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться, должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.
Интеллектуальные эмоции вызывают познавательный интерес у школьников и формируют внутреннюю мотивацию к обучению. На уроках географии они формируются посредством занимательности учебного содержания. Занимательный материал не всегда представлен в учебнике, но он увлекательный, расширяет кругозор обучающихся, формирует внутренние качества, такие, как умение здраво и логически мыслить, стремление к познанию.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении географии. Компьютерные технологии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта
творческой деятельности. На уроке широко применяю электронные карты, работа на навигаторе, при знакомстве с картами. Особенно обучающимся 5 классов понравились виртуальные путешествия через браузер Google, когда в онлайн-режиме мы гуляли по улочкам Парижа.
Интеграция географии и математики обусловлено тем, что в географии часто встречаются математические данные и вычисления, построение графиков, таблиц. Широкое применение математических знаний при изучении тем «План местности», «Атмосфера. Климат».
В качестве важной основы географического образования выступает исторический подход. Ученые древнего мира не разделяли географию и историю. Исторический подход в географическом образовании позволяет рассматривать географическую среду через призму истории. В этом случае изучаемые природные и социально- экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человечества. При изучении о первооткрывателях, путешественниках применяем знания по истории о древних государствах, разносторонне рассматриваем экономические районы в курсе географии 9 класса, где обучающиеся готовят информацию об истории возникновения городов, событиях Великой Отечественной войне, известных людях этого района.
Географические знания не будут полными, если их не связывать (а в некоторых случаях и опираться) со знаниями биологии, химии и физики, экологии. Данные знания практически являются фундаментальными.
Эстетические эмоции проявляются как чувствования и переживания прекрасного. При изучении физической географии переживание прекрасного можно рассматривать как стремление к познанию красоты природы, бережное и рациональное отношение к природе. В экономической географии эстетические эмоции формируются при рассмотрении обычаев, традиций различных народов, достопримечательностей населенных пунктов, эстетических особенностей различных туристских объектов. Поэтому тесно взаимосвязаны география и изобразительное искусство, музыка и т.д. Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру помогают предметы художественно-эстетического цикла.
Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. Схему образного мышления психологи представляют следующим образом: при восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта. На уроках я всегда стараюсь расширять кругозор учащихся, обращаюсь к их знаниям в искусстве, литературе, музыке.
География как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать. Например, извержение вулкана классическим образом является картина Брюллова «Последний день Помпеи», можно выбрать репродукции художников – передвижников для иллюстрации природы Русской равнины.
При объяснении физико-географических явлений, процессов и связей литература облегчает детям их понимание. Использование художественной литературы на уроках географии активизирует внимание обучающихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства от разрушительной деятельности человека. При описании природы материков, природных явлений используем произведения, изучаемые в курсе литературы: описание степи в произведениях Гоголя, болот, лесов Паустовского, Пришвина; в музыке это песни о реках России (Волга).
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий, где интеграция может раскрыться в полной мере, лучше подходит метод проектов. Именно его я успешно реализую на урочной и внеурочной деятельности. В данный период учащиеся работают над проектами о природных зонах России, обязательным пунктом является картина, отрывок из художественного произведения о данной зоне.
Но есть и проблемы: работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это — поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки обучающихся. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащегося, строю отношения сотрудничества.
Чтобы разобраться в потоке информации сотрудничаю с обучающимися в сети интернет, направляю их, даю дополнительную информацию, при чем стараюсь делать это ненавязчиво, например, в социальной сети выкладываю или делюсь новостями, направляю в группы, связанные с моим предметом.
И, в заключении, на базе нашей школы была проведена региональная проверочная работа по выявлению уровня подготовки обучающихся 8 классов по метапредметным умениям. Анализ работ показал, что учащиеся умеют работать с рисунком, картой, таблицей, оценивать правильность суждений и умение делать множественный выбор, владеть рядом общих приемов решения задач, умение делать пояснения, но необходимо продолжить развивать умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
Таким образом метапредметность помогает мне:
-развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
-расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
-увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике;
-определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
-выявить недостатки изолированного преподавания предмета.
-получить качественно новый педагогический результат, повысить мотивацию.
Использованная литература:
1.Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. – 2000-№2. – с 67-71.
2.Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.6 класс. М.: «ВАКО», 2005.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
4.https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/09/formirovanie-uud-na-urokakh-geografii
5.https://infourok.ru/vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-po-geografii-formirovanie-metapredmetnih-navikov-sredstvami-uchebnogo-predmeta-geografiya-2292089.html