Просмотр содержимого документа
«Формирование наглядно - действенного мышления у школьников с интеллектуальными нарушениями»
Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
«Формирование наглядно – действенного мышления у школьников с интеллектуальными нарушениями»
Выполнил: Поливцева Е.М.
- Мышление является психологическим процессом познания, связанным с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.
- Мышление - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.
- Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое.
В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления .
- Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Наглядно-образное мышление
- это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Словесно-логическое мышление -- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
С целью развития наглядно-действенного мышления педагогам необходимо вести постоянную работу в этом направлении, а именно:
1 . Использовать на уроках задания на:
- - узнавание объектов на основе описания отдельных признаков (отгадай загадки);
- - сочетание признаков разных предметов (метод фокальных объектов);
- - нахождение общих и различающихся признаков объекта ("Лишнее слово", "Назови отличие", "Поиск общего", "Группировка слов");
- - узнавание объекта по описанию возможных действий с ним (развитие умственных действий);
- - поиск альтернативных способов действия;
- - сравнение, умение делать логические выводы;
- - умение находить действия, противоположные по значению и др.
2. Применять компьютерные программы, связанные с развитием наглядно-действенного мышления.
3. Использовать настольные игры (например, содержащие геометрические фигуры).
4. Использовать на уроках наглядный материал в виде различных предметов с целью дальнейшего оперирования с ним учащихся.
5. Следует одновременно развивать три основных вида мышления, так как они взаимосвязаны.
6. Необходимо проводить диагностику уровня наглядно-действенного мышления у младших школьников с целью коррекции и дальнейшего развития у каждого ученика.
Найдите два одинаковых чайника из шести представленных на рисунке. У остальных есть свои отличия в узоре.
Какая ваза отличается рисунком от остальных?
Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных. Найдите эти отличия.