Формирование орфографической зоркости младших школьников посредством игровой деятельности
Опыт работы
учителя начальных классов
МБОУ Первомайской СОШ № 11
Мартыновой
Натальи Григорьевны
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Цель:
повышение грамотности и развитие орфографической зоркости обучающихся на уроках русского языка
Задачи:
- - изучить степень развития орфографической зоркости обучающихся класса;
- - изучить приемы и методы формирование орфографической зоркости у обучающихся;
- разработать «орфографические разминки» для обучающихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок
На первой ступени обучения стараюсь развивать у обучающихся:
- внимание к слогозвуковой структуре слова,
- развиваю фонематический слух,
- использую игру, как средство развития фонематического слуха,
- использую дидактические игры при обучении орфографии,
- провожу работу над ошибками.
Игровые упражнения, развивающие фонематический слух
« Один звук, марш!»
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2.Добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
4. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка ).
«Собери цветок»
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Обучающийся должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
А
О
Е
И
Орфографические разминки
«Буквенный дождь»
Падают капли дождя,
В ладошку поймаю их я,
Какие из них попросить,
эти слова оживить
Д_рога, адр_с, с_бака, м_дведь, к_ртина, сп_сиб_.
БУК
ВЫ
ЗВУ
СЛО
ВА
КИ
«Собери слово»
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей,
собрать слово из частей.
Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся
Прочитайте три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тётя мужчина ребёнок
сколько букв в предпоследнем слове?
сколько слов, состоящих из двух слогов?
назовите третье слово;
сколько слов заканчивается на букву «а»?
сколько раз встретилась буква «в»?
сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
Орфографический диктант . Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б
« Игра на рояле» . Учитель называет слово. Обучающиеся определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.
« Где же спрятались слова?». Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.
Игровые упражнения на уроках русского языка
Разгадай ребусы
Игра «Шифровальщики»
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Г
Оарз страа енкл
роза, астра, клен
ФЫ
Парашютисты
к_ртина
уч_ник
с_бака
р_бята
а о е и е
Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский