Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Большое значение в реализации целей и задач, которые стоят перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.
Сегодня в школе главной задачей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Практика обучения показывает, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, об этом также свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает опасение у учителей, родителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась.
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять эффективные меры по улучшению положения в этой части обучения.
Одна из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников - несформированность их орфографической зоркости, или попросту неумение “видеть” орфограммы.
Таким образом, нужно понимать, что методика обучения орфографии в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Причины такого положения заключаются в том, что большинству учащихся не известны опознавательные признаки орфограмм и способы их обнаружения.
Но так как умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым умением, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.
Практика показывает, что на формирование орфографической зоркости положительно влияют расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма. Система работы по формированию умения ставить орфографические задачи включает в себя: развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов, готовящих первоклассников к усвоению понятий "ударные и безударные гласные".
Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно проводятся разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.
По мере отработки алгоритма нахождения безударных гласных, становится возможным ознакомление первоклассников с наличием опасности на месте безударного звука и формирование первых представлений об орфограмме как написании, которое не устанавливается на слух.
При переходе во 2 классе к изучению правил правописания безударных гласных на морфологическом уровне учащихся нужно знанием запастись знанием других опознавательных признаков - места в слове, принадлежность к определенной части речи. Для формирования соответствующих умений и доведения их до автоматизма используется система упражнений учебника, упражнения развивающего характера.
Систематическая работа в данных направлениях дает положительные результаты:
- учащиеся усваивают основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигается высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Список литературы:
1. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/ Д.Н. Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4
2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1
3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992
4. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов- Н Челны, 1997
5. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости/ В.Д. Одегова// Начальная школа. -1989. №6