СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной деятельности обучающихся через личностно - ориентированное обучение в условиях реализации фгос

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной деятельности обучающихся через личностно - ориентированное обучение в условиях реализации фгос»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей? И почему детям не интересно? …. В условиях бурного развития научно-технического прогресса увеличивается и качественно изменяется поток информации, в котором должен ориентироваться современный человек. Наблюдается усложнение учебных программ, увеличение набора учебных предметов, следствием чего является переутомление школьников, отсутствие интереса к учёбе, стрессовые ситуации, которыми сопровождается учебный процесс.



«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

Тема сегодняшнего семинара возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами.

Мне видятся причины в том, что:

- во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,

- во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, стереотипы общества – второстепенная дисциплина!!!,

- в-третьих, несоответствие учебников с материальной базой, имеющейся в учебных кабинетах; информационный блок не может быть закреплен практическим,

- в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить.

Таким образом, проанализировав все эти проблемы, можно прийти к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Поэтому основными задачами своей работы считаю:

1). Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. (творческие проекты, олимпиады)

2). Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей. ( конкурсы, фестивали, внеурочная, экскурсионная деятельности)

3). Формирование ИКТ - компетентности учащихся. (все уроки)

4). Возрождение желания ребенка учиться. (внеурочная деятельность, игры, квесты, мероприятия)

Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоятельность.


Такую личность можно воспитать, если полно и ярко раскрыть её природные задатки и склонности. Мне, как учителю, на своих уроках хочется в каждом ребенке увидеть индивидуальность, а также научить детей видеть красоту окружающего мира. Природные задатки у ребенка как яркое пламя. Чтобы зажечь его, необходима искра. Такую искорку учитель найдет тогда, когда правильно будет строить процесс обучения, где ученик является исследователем, творцом и организатором своей деятельности.

На своих уроках я решаю главную задачу: развитие всесторонней творческой личности. Считаю, что в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.



При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках технологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.

Деятельность учителя технологии многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера).



Безусловно, включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс, использование проблемного обучения, участие в конкурсах, проведение фестивалей, мастер – классов, квестов - все это позволяет учителю технологии разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт . Все эти методы, используемые нами, учителями, вызывает интерес у учащихся и делает образовательный процесс осмысленным и интересным, способствующим воспитанию нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.Уже неоднократно мы это наблюдаем в собственной практике и в работе коллег.


Сегодня я хотела бы показать из опыта работы, что для формирования и развития познавательной активности учащихся можно использовать и еще одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

История возникновения экскурсии как метода обучения

Экскурсии как метод обучения возникли в конце 18 - начале 19 вв. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг и др.

 Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786 года. Устав учебных заведений 1804 года предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т.д. ….. В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. 







Слайд 1.


Экскурсия – как формирование познавательной активности учащихся через личностно – ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС


Слайд 2,3,4


Виды экскурсий - на слайде прочитать, а про формы проведения -(сказать) - урочная, внеурочная, виртуальная


Экскурсии могут быть самыми разнообразными. Это и посещение театров и кинотеатров, и выездные занятия по учебным предметам, и знакомство с музеями, и посещение производств, и организация игр, эстафет, квестов. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с учебной программой, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. В ходе подготовки и проведения экскурсии учитываю способности, характер, темперамент и природные качества учеников. Таким образом, основная дидактическая цель экскурсий – самостоятельное формирование новых знаний, главным образом, путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. Экскурсии выполняют те же задачи, что и уроки: развивающую, обучающую, воспитывающую.

Цели любой экскурсий- это:

-  интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных  межличностных отношений;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.



Слайд 5

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся, которые через питают информацию через личностно – ориентированный подход.

Слайд 6,7

Экскурсия на плавмастерскую г.Краснослободск

Одной из доступных форм обучения в усвоении материала на уроках технологии всегда были практические занятия, встречи с работниками предприятий, организаций , и наконец, экскурсии на действующие производства, цеха, заводы и т.д

Слайд 8,9

Экскурсия: Волжский автобусный завод «Волжанин»



Слайд 10,11,12,13

Экскурсия передвижной выставочно – лекционный комплекс РЖД

Учашиеся в роли машинистов

Слайд 14

Встречи с представителями ВУЗОВ, СУЗОВ

 Вывод – такие профориентационные  экскурсии на предприятия являются эффективной формой формирования профессионального самоопределения учащихся. 

Слайд 15,16,17,18,19

Экскурсии по предмету - активизация познавательного интереса.

"Уроки Леонардо"
- это цикл занятий по естественно-научным дисциплинам, на базе художественного музея им. И.И. Машкова Леонардо да Винчи являет собой образец не только талантливейшего художника, но и ученого, естествоиспытателя, изобретателя и инженера. Современные дети в основном воспринимают информацию в формате зрелища. И где, как не в музее, существует возможность внести в проведение занятий элементы яркой формы! 

«Уроки Леонардо», которые проводятся в музее, согласуются с учебно-тематическими планами школьной программы по соответствующим дисциплинам: химии, физике, геометрии, ИЗО и технологии для учащихся 7–8-х классов общеобразовательных школ и по предмету «Окружающий мир» для младших школьников.

В основу данной образовательной практики был положен принцип демонстрации технологии или этапа создания художественного произведения в рамках музейного занятия. Для этого музей превращается в средневековую лабораторию.

…..сказать про музей Эйнштейна - уроки физики, химии

Слайд 20

Посещение музея шоколада «Шоколадушка», мастер – класс по изготовлению конфет

Слайд 21

Экскурсия в хлебопекарню- мастер – класс «Пицца»

Экскурсия в гончарную мастерскую

Слайд 22

посещение мастер – классов в Выставочном зале Волгоградской Организации Союза Художников РФ, мотивирует учащихся заниматься в кружковой работе

Слайд 23

Как следствие, с повышенной познавательной активностью учащиеся, взяв нужное для себя, отсеяв информацию (личностно – ориентированный подход) становятся участниками мероприятий

Слайд 24

стали участниками регионального семинара по благоустройству набережной города Краснослободск. На семинар были приглашены студенты 4 курса архитектурного факультета ГОРХОЗа , в процессе обсуждения и защиты проектов среди 5 команд – прямое общение с студентами –архитекторами- богатейший опыт для учеников нашей школы (кто – то проектировал, кто – то выполнял макеты) – попробовав себя в роли архитекторов

Слайд 25

участие в благотворительных акциях для Дома Малютки г.Волгограда (пошив детских нагрудничков ) – в роли швеи - технолога

Слайд 26

Участники областного фестиваля робототехники в разных площадках: 3D-моделирование, химическая лаборатория,…. – попробовали себя в роли инженеров

Слайд 27,28

Вывод

Такие встречи, экскурсии, мероприятия подталкивают обучающихся, выявляют одаренных и мотивированных к активной жизнидеятельности.

экскурсионная деятельность на уроках и во внеурочное время способствует повышению интереса обучающихся к предмету, и, следовательно, развитию познавательной активности школьников.