СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы, как с ними работать.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники в условиях реализации ФГОС НОО»

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники  в условиях реализации ФГОС НОО Выполнила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 15» Кукаркина Д.Е.  

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники в условиях реализации ФГОС НОО

Выполнила: учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 15» Кукаркина Д.Е.

 

 Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
  • Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.
  • К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
С помощью мнемотаблиц формируются следующие познавательные УУД (метапредметные): Общеучебные: Поиск и выделение информации Знаково-символические Моделирование Логические: Анализ Синтез, как составление целого из частей Установление причинно-следственных связей Классификации Установление аналогий Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование Подведение под понятия
  • С помощью мнемотаблиц формируются следующие познавательные УУД (метапредметные):
  • Общеучебные:

Поиск и выделение информации

Знаково-символические

Моделирование

  • Логические:

Анализ

Синтез, как составление целого из частей

Установление причинно-следственных связей

Классификации

Установление аналогий

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование

Подведение под понятия

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В 1-2 классе с помощью учителя, в 3-4 классах – дети должны уметь самостоятельно.
  • Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
  • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
  • В 1-2 классе с помощью учителя, в 3-4 классах – дети должны уметь самостоятельно.
Работа по мнемотаблицам с детьми с ОВЗ является наиболее продуктивной, так как задействует одновременно слуховую, двигательную и зрительную память. Также данная мнемотехника эффективна при работе над изложением, особенно эффективна при разучивании стихотворений. 
  • Работа по мнемотаблицам с детьми с ОВЗ является наиболее продуктивной, так как задействует одновременно слуховую, двигательную и зрительную память. Также данная мнемотехника эффективна при работе над изложением, особенно эффективна при разучивании стихотворений. 
Мнемотаблица №1. Словарные слова. Сочетания «оро», «оло» и безударная гласная «о» Метод работы - составление связного рассказа. в в О О Р с бей Р х О О на О Р О м ка Р шо с О к О Л О О к ко Р м ва О О О Р О г Р О О з Р О д О

Мнемотаблица №1. Словарные слова.

Сочетания «оро», «оло» и безударная гласная «о»

Метод работы - составление связного рассказа.

в

в

О

О

Р

с

бей

Р

х

О

О

на

О

Р

О

м

ка

Р

шо

с

О

к

О

Л

О

О

к

ко

Р

м

ва

О

О

О

Р

О

г

Р

О

О

з

Р

О

д

О

де М О в п О ск О к ч ва О я с су ка О г нь да О л ба ки О да ка па та

де

М

О

в

п

О

ск

О

к

ч

ва

О

я

с

су

ка

О

г

нь

да

О

л

ба

ки

О

да

ка

па

та

Мнемотаблица №3.   «Непроизносимая согласная» ЦА НИ СТ РА НЕ ПРЕ НЕ ЛЕ СЧА ГРУ ДО СЧА ЛЕ НА СТ СТ СТ СТ СТ СТ ЛИВЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ

Мнемотаблица №3.   «Непроизносимая согласная»

ЦА

НИ

СТ РА НЕ ПРЕ НЕ

ЛЕ СЧА ГРУ ДО СЧА ЛЕ НА

СТ СТ СТ СТ СТ СТ

ЛИВЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ

Мнемотаблица №4.  «Двойная согласная» ру Ро сс кий сс ра сс ка ия тояние сс па а сс дре ажир сс режи ировщик сс ра ёр ка сс каз кро сс сс ба ета ворд шо сс ейн сс кро е сс

Мнемотаблица №4.  «Двойная согласная»

ру

Ро

сс

кий

сс

ра

сс

ка

ия

тояние

сс

па

а

сс

дре

ажир

сс

режи

ировщик

сс

ра

ёр

ка

сс

каз

кро

сс

сс

ба

ета

ворд

шо

сс

ейн

сс

кро

е

сс

Мнемотаблица №2.  Словарные слова. Безударная гласная «а» р А п бо А п к чий ль л А р то с А ман ток б А А к по ги з А ра ран А бан м А даш вод ши А на р А г буз к ль са А бом А х зе пус та А р та

Мнемотаблица №2.  Словарные слова. Безударная гласная «а»

р

А

п

бо

А

п

к

чий

ль

л

А

р

то

с

А

ман

ток

б

А

А

к

по

ги

з

А

ра

ран

А

бан

м

А

даш

вод

ши

А

на

р

А

г

буз

к

ль

са

А

бом

А

х

зе

пус

та

А

р

та

 Для описания времен года Солнце Небо Люди Земля Звери Птицы Деревья Занятия детей

Для описания времен года

Солнце

Небо

Люди

Земля

Звери

Птицы

Деревья

Занятия детей

О животных Внешний вид животного Где живет Чем питается Как зовут детеныша Какую пользу приносит человеку

О животных

Внешний вид животного

Где живет

Чем питается

Как зовут детеныша

Какую пользу приносит человеку

   Константин Ушинский «Утренние лучи»

Константин Ушинский «Утренние лучи»

«Теремок» ?

«Теремок»

?

 В темном небе звезды светят Космонавт День летит и ночь летит  Летит в ракете И на землю вниз

В темном небе звезды светят

Космонавт

День летит

и ночь летит

Летит в ракете

И на землю вниз

Глядит. Видит с верху он  поля реки и моря. Видит он весь шар земной горы Шар земной – наш дом родной.

Глядит.

Видит с верху он поля

реки и моря.

Видит он весь шар земной

горы

Шар земной – наш дом родной.

 Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!