Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники в условиях реализации ФГОС НОО»
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников с помощью мнемотехники в условиях реализации ФГОС НОО
Выполнила: учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 15» Кукаркина Д.Е.
- Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.
- К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
- С помощью мнемотаблиц формируются следующие познавательные УУД (метапредметные):
- Общеучебные:
Поиск и выделение информации
Знаково-символические
Моделирование
Анализ
Синтез, как составление целого из частей
Установление причинно-следственных связей
Классификации
Установление аналогий
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование
Подведение под понятия
- Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
- 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
- В 1-2 классе с помощью учителя, в 3-4 классах – дети должны уметь самостоятельно.
- Работа по мнемотаблицам с детьми с ОВЗ является наиболее продуктивной, так как задействует одновременно слуховую, двигательную и зрительную память. Также данная мнемотехника эффективна при работе над изложением, особенно эффективна при разучивании стихотворений.
Мнемотаблица №1. Словарные слова.
Сочетания «оро», «оло» и безударная гласная «о»
Метод работы - составление связного рассказа.
в
в
О
О
Р
с
бей
Р
х
О
О
на
О
Р
О
м
ка
Р
шо
с
О
к
О
Л
О
О
к
ко
Р
м
ва
О
О
О
Р
О
г
Р
О
О
з
Р
О
д
О
де
М
О
в
п
О
ск
О
к
ч
ва
О
я
с
су
ка
О
г
нь
да
О
л
ба
ки
О
да
ка
па
та
Мнемотаблица №3. «Непроизносимая согласная»
ЦА
НИ
СТ РА НЕ ПРЕ НЕ
ЛЕ СЧА ГРУ ДО СЧА ЛЕ НА
СТ СТ СТ СТ СТ СТ
ЛИВЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ
Мнемотаблица №4. «Двойная согласная»
ру
Ро
сс
кий
сс
ра
сс
ка
ия
тояние
сс
па
а
сс
дре
ажир
сс
режи
ировщик
сс
ра
ёр
ка
сс
каз
кро
сс
сс
ба
ета
ворд
шо
сс
ейн
сс
кро
е
сс
Мнемотаблица №2. Словарные слова. Безударная гласная «а»
р
А
п
бо
А
п
к
чий
ль
л
А
р
то
с
А
ман
ток
б
А
А
к
по
ги
з
А
ра
ран
А
бан
м
А
даш
вод
ши
А
на
р
А
г
буз
к
ль
са
А
бом
А
х
зе
пус
та
А
р
та
Для описания времен года
Солнце
Небо
Люди
Земля
Звери
Птицы
Деревья
Занятия детей
О животных
Внешний вид животного
Где живет
Чем питается
Как зовут детеныша
Какую пользу приносит человеку
Константин Ушинский «Утренние лучи»
«Теремок»
?
В темном небе звезды светят
Космонавт
День летит
и ночь летит
Летит в ракете
И на землю вниз
Глядит.
Видит с верху он поля
реки и моря.
Видит он весь шар земной
горы
Шар земной – наш дом родной.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем- моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!