СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональной компетенции педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновлённому ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетенции педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновлённому ФГОС НОО»

Формирование профессиональной компетенции педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновлённому ФГОС НОО

Савенкова Ирина Алексеевна

учитель начальных классов МКОУ «Черемисиновская СОШ»



В современной педагогике существуют различные точки зрения на профессионализм как таковой: его понимают то как способность к определённому виду деятельности, то – шире – как совокупность качеств человека. Проанализировав различные точки зрения, мы понимаем профессионализм педагога как способность в изменяющихся условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности, способность к решению творческих задач, к самообразованию и саморазвитию.

Выделяются следующие составляющие психолого-педагогической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования при подготовке конкурентоспособного специалиста:

1) психолого-педагогическая грамотность, которая означает овладение психологическими и педагогическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, педагогической деятельности и т. д.;

2) психолого-педагогическая компетентность (грамотный человек знает, например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации, а компетентный – реально и эффективно может использовать свои знания в решении тех или иных проблем). Задача развития компетентности – не лучше просто узнавать человека, а включать эти знания в психолого-педагогическую практику и добиваться эффективного результата;

3)ценностно-ориентационный компонент представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д. Ценность в отличие от нормы или норматива предполагает выбор. Именно поэтому в ситуации выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-ориентационному компоненту культуры педагога, который в силу своей профессии должен формировать значимые для общества ценности у подрастающего поколения.

Быстро меняющиеся условия в современной школе, которые определяются динамическими процессами развития общества, выдвигают дополнительные требования к профессиональной культуре учителя. Её базовые структурные элементы необходимо дополнить рядом не менее значимых:

1) исследовательской компетентностью – владением научными методами изучения педагогических явлений, фактов для выработки новых знаний о закономерностях. структуре и содержании, технологии обучения и воспитания;

2) управленческой компетентностью – владением методами, приёмами управления собственной деятельностью и деятельностью обучающихся;

3)информационной компетентностью – владением современными информационными технологиями, пониманием их силы и слабости, сферы применения, выработкой критического отношения к получаемой информации;

4) образовательной компетентностью – способностью непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни.

Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов в педагогической деятельности – это динамичный процесс, включающий в себя следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условий; идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности; творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления своих профессиональных ролей и функций.

В своём содержании личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов означает «подтягивание» самого себя до требований избранной профессии. Оно включает личностный опыт преодоления трудностей и препятствий и самостоятельное достижение успешных результатов профессионального роста. Ядро этого процесса можно представить как синтез, органическое единство профессиональной идентичности, профессиональной компетентности и готовности к преобразующей деятельности.

По окончанию начальной школы у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, готовность к сотрудничеству в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования. Достижение указанных результатов обеспечивает, по мнению разработчиков ФГОС НОО нового поколения, возможность продолжения образования на следующих ступенях системы образования.

В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя начальной общеобразовательной школы, основными компетенциями которого должны стать:

  1. Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки.

  2. Использование инновационных технологий в образовательном процессе.

  3. Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подхода.

  4. Способность решать учебно-познавательные учебно-практические задачи.

  5. Формирование и развитие у обучающихся УУД.

  6. Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки зрения.

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям:

  1. Знание и глубокое понимание детской психологии. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределённой формой организации учебной работы. Он должен уметь диагностировать уровень развития ученика и уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в её процессе были сформированы универсальные учебные действия на максимально возможном для каждого уровне.

  2. Владение глубокими предметными знаниями, широкой палитрой методических приёмов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и пр.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения.

  3. Умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. Учебная деятельность строится в процессе решения обучающимися учебных задач и выполнения младшими школьниками особых учебных действий (преобразование условий задачи с целью обнаружения в предмете некоторого исходного отношения, моделирования, преобразования модели, контроля и оценки).

Успешное проведение урока, достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяется согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки учителя к уроку. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями программы, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в продумывании и составлении технологической карты урока, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. При отборе содержания урока необходимо учитывать требования программы по предмету учебного плана ОУ, обратить особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность, чтобы не перегружать урок и обеспечить оптимальную активацию познавательной деятельности обучающихся.

Необходимо также определить методы и приёмы работы самого учителя на уроке, сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы обучающихся на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и информационно-технические средства обучения.

Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.

Высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших, собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во многом субъективными факторами. В современной жизни всё большее значение уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно учитывать разные аспекты: возрастной, образовательный, профессиональный потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую готовность к непрерывному образованию, семейное благополучие, психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального роста, возможности социального партнёрства образовательного учреждения и др. Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их взаимообусловленность способствует профессиональному совершенству личности, что в свою очередь является фактором повышения качества образования.