Формирование пространственных представлений у учащихся со зрительной депривацией на уроках русского языка
Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств.
Развитие личности ребенка, являющееся целью современного образования и воспитания, подразумевает развитие у детей психических процессов, способностей, интересов. Важную роль в развитии личности играют пространственные представления, которые лежат в основе развития пространственного мышления. Поскольку наш мир является пространственно организованным, пространственные представления и понятия отражают объективно существующие в предметном мире пространственные отношения, то не вызывает сомнений, что развитым пространственным мышлением должны обладать не только инженеры, архитекторы, дизайнеры и конструкторы, которым оно необходимо с профессиональной позиции, но и все люди, в том числе и с нарушениями зрения.
Развитие пространственного мышления происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения.
К сожалению, по утверждению многих исследователей, практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая вузом.
Учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мышления, обеспечивающего анализ пространственных свойств.
Недостатки в данной области образования сказываются на успеваемости учащихся по различным школьным дисциплинам, в том числе по русскому языку.
Пространственное мышление – это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление оперирует образами; в процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным материалом, и основной оперативной единицей, и результатом мыслительной деятельности.
«Слово, – писал Л.С.Выготский, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет: оно всегда обобщенно характеризует предмет или явление, обозначаемое им, и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также и средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным, значения, оно сразу же становится органической частью и того, и другого. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».
Проблема слитного и раздельного написания слов в русском языке довольно сложна и нередко вызывает затруднение даже у людей, имеющих высшее образование. Дети с этой проблемой впервые встречаются в школе, когда в период обучения встречаются в школе, когда в период обучения орфографии они должны научиться определять границы между словами. Наибольшую сложность в этом отношении представляют приставки и предлоги, слитным и раздельным написанием которых многие учащиеся овладевают с большим трудом. Такого рода ошибки педагоги общеобразовательных школ обычно объясняют незнанием грамматических правил или неумением применять на практике данные правила. Однако причины этого явления чаще всего лежат гораздо глубже, и связано это с нарушением пространственных представлений. И если за годы обучения в начальной школе ребенок так и не научился отличать приставки от предлогов и не усвоил слитность (раздельность) их написания, то с еще большими трудностями он встречается при изучении более сложных правил слитного написания слов.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой – либо из указанных функций вызывает нарушение процесса письма. Для обозначения нарушений письма используется термин – дисграфия.
В педагогическом и психологическом энциклопедических словарях дисграфия рассматривается, как комплексное нарушение письма связанное с нарушением речи или другими базовыми функциями, такими как зрительное восприятие, зрительно – моторная координация, при которых наблюдается замена букв, пропуски и перестановка букв и слогов, а также слияние слов, то есть правописание предлогов с самостоятельными частями речи.
Работа над предлогами проводится на каждом году обучения, вплоть до 7 класса. В начальной школе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи, писать его отдельно от других слов. Сопоставляют с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. При изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. В 5-7 классах знания о предлогах углубляются, добавляются производные предлоги.
В 5 классе в центре внимания – закрепление у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке (предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки – для образования слов). Кроме того, немаловажно и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.
Используются предложения или отдельные словосочетания, в которых предлог и приставка по своему графическому начертанию совпадают (забежал за дом, съехал с горы, нарисовал на окне, поскакал по полю,увидел у дороги и т.п.), и предложения, в которых предлог и приставка разные (например: С улицы доносились голоса).
Для того чтобы учащиеся не писали приставку отдельно от корня, отождествляя ее с предлогом, целесообразно систематически проводить разбор слов по составу.
Таким образом, вершиной усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство, или логико-грамматические конструкции. Они включают в себя предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребеления творительного и родительного падежей, сравнительные категории и т.д.
Значительные трудности у учащихся с недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений наблюдаются при употреблении сложных конструкций. Распространенным на письме является отделение в сложноподчиненном предложении придаточного предложения от главного. Это нарушение касается оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако встречаются случаи, когда придаточное предложение на письме употребляется не только рядом с главным как самостоятельное, но и вообще без главного. А иногда главное предложение сохраняется лишь частично
На уроках русского языка можно давать следующие задания:
5 класс. Тема «Алфавит»
Учащимся предлагается встать у доски в соответствии с алфавитом (по фамилиям, по именам)
Буквенно-числовые комбинации, основанные на порядковом номере букв по алфавиту
Перечислите буквенно-числовые комбинации для следующих фраз, подставляя порядковые номера букв по алфавиту (например, слово «абракадабра» читается как 1—2—18—1—12—1—5—1—2—18—1):
Не переходите улицу на тот свет!
Сбежим, но не сдадимся!
Думаю, не ошибусь, если промолчу.
Извините, что я говорю, когда вы перебиваете.
Перечислите следующие последовательности букв:
алфавит одновременно в прямом и обратном порядке: А, Я, Б, Ю, В, Э...
то же задание, но по две буквы вместе: А-Б, Я-Ю, В-Г, Э-Ъ...
попеременно две последовательности: А-Н, Б-О, В-П, Г-Р...
5 класс. Тема «различение предлогов и приставок»
5 класс. Тема «Орфография»
7 класс. Тема «Наречия»
Скорректируйте предложенное распределение словосочетаний по принадлежности слова с предлогом-приставкой к существительным или наречиям и выберите способ написания.
Раздельно (сущ. с предлогом) | Слитно (наречие) |
1.Ударить (в)бок 2. Войти (в)брод 3. Не видеть (в)век 4. Отказать (в)праве на… 5. исчезнуть (в)миг | 1. Свернуть (в)бок 2. Перейти (в)брод 3. (в)век Пушкина 4. (в)праве узнать 5.упасть (в)миг выстрела |
П
рисоедините к основам данных прилагательных те приставки, с помощью которых можно образовать наречия, и запишите их, ориентируясь на конечную гласную в суффиксе, в тот или другой столбик.
В из
На …. - О До ….. А
За С
Левый, правый, долгий, дорогой, живой, мертвый, темный, белый, сухой, давний, редкий.
8 класс. Тема «Приложение»
С помощью единичного союза И и знаков препинания введите в данное предложение разное количество действующих лиц:
На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы чемпион года среди старшеклассников тренер младших ребят.
( 1. На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы: чемпион года среди старшеклассников И тренер младших ребят.
2. На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы И чемпион года среди старшеклассников - тренер младших ребят.
3. На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы, чемпион года среди старшеклассников И тренер младших ребят.)
Развивающие упражнения
А теперь давайте поучимся сочинять разные истории. Возьмем два любых слова, далеких друг от друга по смыслу. Желательно, чтобы одно обозначало какого-нибудь животного, другое - предмет. К примеру, кошка и балалайка. Попробуем их соединить с помощью предлогов, используя различные падежи. "Кошка на балалайке", "Балалайка над кошкой", "Балалайка перед кошкой", "Кошка с балалайкой", "Кошка около балалайки", "Кошка из-под балалайки" и др.
Каждая из этих фраз может быть положена в основу для выдумки какой-нибудь ситуации. К примеру, "Кошка в балалайке" - интереснейшая тема! Зачем она туда залезла? Может, там сделала себе жилище? Не исключено, что она напроказничала и спряталась от возмездия в музыкальный инструмент: никому в голову не придет искать ее там.
Возьмите пару далеких по смыслу слов и, исходя из наиболее интересных их соединений, придумайте собственный сюжет.
Прочитайте предложения и произнесите их слово за словом, но «задом наперед»:
Все великие люди носят имена улиц.
Не всякий склад ума является палатой.
Говорить не думая — то же, что стрелять не целясь.
Думать как все — значит не мыслить.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Прочитайте предложения, записанные «задом наперед»,и произнесите их правильно:
падением, частым а силой, не камень долбит Капля — пословица Латинская
молчит, не, сказать нечего которому, человек Почему — Монтескье де
рту. во рыбой с вынырнет он и море, в человека счастливого Бросьте — поговорка Арабская
утром умереть, можно вечером истину, Познав — Конфуций
природы, дар прекрасный самый есть понимать и видеть Радость — Эйнштейн Альберт
свет, собственный его ему показать значит — тени своей человека Противопоставить — Юнг Карл
острое, тупится так предмет: твердый найдется непременно нож острый На твердое. ломается так оружие: острое найдется непременно доспехи прочные На — Гуань Ин-цзы
Правильно прочитайте высказывания, в которых слова записаны справа налево:
ыджонидееН я летох ьтох огонмен ьтачломоп, ыботч ьтинсяыв, умеч еж я оньлетивтсйед юяревод — нампиЛ ретьлаВ
тюувтсещуС авд адив ынитси: яалам анитси и .яашьлоб ыВ етежом ьтанзопо юулам, унитси укуьлоксоп ееюьтсонжолоповиторп ястеялвя .ьжол ьтсонжолоповиторП йошьлоб ынитси — отэ яагурд анитси — роБ сьлиН
ьтсонсЯ еинерзорп или еинаминоп ынжомзов окьлот адгок ьлсым в иинадижо, адгок музар .неокопс окьлоТ адгот ыв етежом амьсев октеч, ьтедив окьлот адгот ынбосопс онневтсдерсопен, ьтаминирпсов укьлоксоп шав музар мечин ен .нещумс ыботЧ ясьтаватсо, мыннелтевсорп музар нежлод ьтыб оннешревос, мынйокопс юьтсонлоп, мынживдопен и адгот тедирп еоньлетивтсйед, еинаминоп меивтсделс огороток ястивя .еивтсйед огогурД итуп .тен — итруманширК. Й
классификация, сверхзвуковой, затылочный ревность, маринад, клаустрофобия чистота, прирожденный, непоправимый, бюрократический, забывчивость, изумление неразборчивый, продление, обдумывание
. Прочтите правильно высказывания, написанные без пробелов и задом наперед:
Уасомиксэолыбтяседьтяпавдаволсялдяинечанзобоагенс,укьлоксопотэолыбонжав. окьлотСежволсонжлодьтыбялдяинечанзобо. ивбюл — тераграМдувтА
Вебенецнлостедйазиавонс.тенхыпсв, саныпилчотевстенсагопинзиж, йоктарктеджйондойондуборпсебичон. ьнемет — йаГйирелаВллутаК
Переставьте буквы в слове карета, и вы получите слово ракета. Сколько времени вам потребуется, чтобы найти новые слова из перечисленных ниже?
табун
базука
зола
ропот
клоп
мышка
банка
Выберите длину слов (например, пять букв), а также сквозную букву и ее местоположение в словах (например, буква «г» должна быть второй по счету).
За установленное время напишите как можно больше слов выбранной длины, в которых сквозная буква занимает определенное место. В нашем примере в пятизначных словах на втором месте должна стоять буква «г»: игрок, ягуар, огонь, уголь...
Сколько слов вы сумеете написать?
Письмо представляет собой сложную структуру, и овладение орфографическими навыками письма зависит от уровня сформированности пространственных представлений. Несформированность пространственных представлений приведет к возникновению нарушений письма (дисграфии), чтобы этого не произошло, необходимо уделять внимание развитию пространственных представлений.
Пространство – время Вселенной, частью которого мы все являемся, требует к себе крайне трепетного и уважительного отношения. Соблюдение должного «пространственно-временного этикета» - залог многих наших достижений и словно по волшебству исполненных желаний. «Эти структуры не только выражают порядок, они создают его» (Юнг, 1997).