Статья
Карамышевой Натальи Викторовны,
учителя-логопеда
МБДОУ детский сад № 407
Кировского района
г. Екатеринбурга
Формирование речи у ребёнка дошкольного возраста.
Внешняя и внутренняя речь.
Речь является средством коммуникации и формой человеческого мышления. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди используют внешнюю речь. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя, которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала, думать.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Важнейшим условием успешного формирования речи ребенка является человеческое общение. Для нормального речевого развития необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование всех других компонентов речевой системы – словаря, звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя речи, фонематического слуха и восприятия, связной речи.
В сложном комплексе нарушений развития речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие детей должным образом не формируется.
Для дошкольников с речевой патологией характерны:
нарушение всех структурных компонентов речевой системы,
недостаточная общительность,
нарушение эмоционально-волевой сферы,
неустойчивость внимания,
сужение объёма памяти, слуховая и зрительная память ниже уровня возрастной нормы,
низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, самостоятельности,
снижение уровня мотивации, познавательной активности,
повышенная психическая истощаемость, утомляемость,
нарушение поведения.
Работа по формированию коммуникативных умений у детей предполагает:
коррекцию нарушений звукопроизношения,
формирование слоговой структуры слова;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
развитие и активизацию познавательных процессов;
практическое овладение воспитанниками нормами речи;
умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Своевременность, системность и целенаправленность работы по данным направлениям способствует профилактике и предотвращению появления речевых, эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, способствует расширению коммуникативного и социального опыта детей.