Формирование самостоятельной и творческой активности учащихся через метод проектов.
МОУ «Дунаевская СОШ №57»
Выполнила: Шпакова Е.А.
Проект
- Проект - реалистический замысел о желаемом будущем (от лат. выдвинутый вперед).
- Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
- Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучаемыми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
- Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод учебного проекта - это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Типология проектов
- Практико-ориентированный проект
- Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Типология проектов
Исследовательский проект
По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социол. опрос.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования:
Актуальность темы
Проблема
Предмет и объект исследования
Эти проекты наиболее распространены.
Типология проектов
Информационный проект
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Данный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении .
Типология проектов
Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Проект может выполняться индивидуально или группой.
Типология проектов
Творческий проект
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучаемых. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т.п .
Этапы работы над проектом.
Учитель Учащиеся
1-ый этап – погружение в проект.
Формулирует: Осуществляют:
2-ой этап – организация деятельности.
1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта;
2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию;
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и
4)организовать группы; 4)разбивку на группы;
задач.
5)распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе;
6)спланировать деятельность по 6)планирование работы;
решению задач проекта; 7)выбор формы и способа
7)возможные формы презентации презентации предполагаемых
Результатов. результатов.
3-ий этап – осуществление деятельности.
Не участвует, но: Работают самостоятельно:
4-ый этап - презентация
8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим
Принимает отчёт: Демонстрируют:
9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща;
10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости;
12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и
10) «добывают» необходимые
полученные результаты; задач;
11)репетирует с учениками знания;
13) подводит итоги; 13)умение планировать и
презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию
14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу;
слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения
мнение, толерантность. проблемы;
15 акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности и её результативности.
воспитательном моменте.
Виды презентаций
Демонстрация видео фильмов
Виды презентаций
Диалог
Иллюстрация фактов, событий
Формы продуктов проектной деятельности
Выставка
Формы продуктов проектной деятельности
Выставка
Проекты-наблюдения за жизнью животных и птиц.
.
Проект «Комнатные растения»
Проект «Времена года».
Проект «Мой любимый класс».
Проекты по технологии .
Снеговик из ладошек
Панно из сухих цветов.
Поделки в технике «Квиллинг».
Аппликация.
Из манки.
Из теста.
Спасибо за внимание!