СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самостоятельности обучающихся в процессе обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конечная цель формирования учебной деятельности – становление школьника как ее субъекта. Высокий уровень самостоятельности открывает возможность  

справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самостоятельности обучающихся в процессе обучения»

Формирование самостоятельности  обучающихся в процессе обучения

Формирование самостоятельности обучающихся в процессе обучения

Конечная цель формирования учебной деятельности – становление школьника как ее субъекта. Уровень развития учащихся: Самостоятельная постановка цели деятельности. Актуализация необходимых для решения задачи знаний и способов деятельности. Планирование своих действий. Корректировка их осуществления. Соотношение полученного результата с поставленной целью.

Конечная цель формирования учебной деятельности – становление школьника как ее субъекта.

Уровень развития учащихся:

  • Самостоятельная постановка цели деятельности.
  • Актуализация необходимых для решения задачи знаний и способов деятельности.
  • Планирование своих действий.
  • Корректировка их осуществления.
  • Соотношение полученного результата с поставленной целью.
Высокий уровень самостоятельности открывает возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Высокий уровень самостоятельности открывает возможность

  • справиться с разными заданиями,
  • добывать новое в процессе решения учебных задач.
 «Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания …дать ученику средство извлекать полезные знания не только  из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» .  (Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, 1950. Т.2. С.500).

«Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания …дать ученику средство извлекать полезные знания не только

из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» .

(Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, 1950. Т.2. С.500).

 С амостоятельность – это наличие у человека своего суждения и оценок явлений окружающей действительности, а также свобода в действиях и п о ступках, независимость от воли и влияния других.

С амостоятельность – это наличие у человека своего суждения и оценок явлений окружающей действительности, а также свобода в действиях и п о ступках, независимость от воли и влияния других.

 Наиболее значительное условие формирования самостоятельности:   расширение круга тех видов деятельности и тех сфер  общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт.

Наиболее значительное условие формирования самостоятельности:

расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт.

«Ведущие виды деятельности»  (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн )   Дошкольник В ыбирает игру . О пределяет ее условия . П одбирает себе партнеров . К онтролирует ход ее течения . О ценивает конечный результат . В младшем школьном возрасте «зона самостоятельности» расширяется за счет учебно-познавательной деятельности.

«Ведущие виды деятельности» (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн ) Дошкольник

  • В ыбирает игру .
  • О пределяет ее условия .
  • П одбирает себе партнеров .
  • К онтролирует ход ее течения .
  • О ценивает конечный результат .

В младшем школьном возрасте «зона

самостоятельности» расширяется за счет

учебно-познавательной деятельности.

Способы повышения степени самостоятельности школьников в учебной деятельности: расширение  области  приложения  формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей ;  построени е   обучения,  в  процессе  которого осуществляется  переход  от  указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и  действий  в  решении  учебной  задачи  к самостоятельному  отысканию  подобных  знаний и действий ;

Способы повышения степени самостоятельности школьников в учебной деятельности:

  • расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей ;
  • построени е обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий ;
организаци я работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных  операций  выполняемых действий к формированию всего действия ;  переход  от  овладения  действиями  в  готовом виде к самостоятельному  открытию  отдельных  действий  и их систем ;  переход от  осознания  необходимости  овладения данным  конкретным умением к осознанию важности овладения  целостной  структурой  учебной деятельности ; переход  от  задач  репродуктивного  характера  к задачам  творческим,  требующим  использования знаний  и  действий  межпредметного  характера .
  • организаци я работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия ;
  • переход от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем ;
  • переход от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности ;
  • переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера .
 Постепенное сокращение степени помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности превращение их в субъектов этой деятельности

Постепенное сокращение степени помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности

превращение их в субъектов этой деятельности

Уровни самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.  2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

Уровни самостоятельной деятельности учащихся:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

Уровни самостоятельной деятельности учащихся:  3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.  4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления .

Уровни самостоятельной деятельности учащихся:

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления .

Программа-максимум  для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности  4. Перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятий решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Программа-максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности

4. Перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятий решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Литература:  Педагогика : учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.  Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 2020.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 2019.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 2020.

Литература:

  • Педагогика : учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  • Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 2020.
  • Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 2019.
  • Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 2020.