СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование социальных компетенций подростков, связанных с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формированием у них культуры здорового образа жизни»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная работа содержит информацию о сохранении, укреплении и обеспечении безопасности здоровья школьников, формировании у них культуры здорового образа жизни. В нем раскрыты физиологические  и психологические   особенности  подросткового возраста ,  указаны направления и   краткая характеристика здоровьеформирующей деятельности, ориентированной на подростков.

Просмотр содержимого документа
««Формирование социальных компетенций подростков, связанных с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формированием у них культуры здорового образа жизни»»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Российский университет дружбы народов»






Портфолио слушателя

курсов повышения квалификации по программе

«Формирование социальных компетенций детей и подростков,

связанных с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности

здоровья обучающихся, формированием у них

культуры здорового образа жизни»




Подготовил (а):

Ф. И. О.

Варфоломеева Лариса Александровна

Место работы

МБОУ СОШ № 3 город Донской

Должность

Учитель математики

Логин на сайте zdorov-tutor.anonii.ru

030595n



Москва, 2015

Аннотация



Представлен опыт работы учителя математики с учащимися 13-17 лет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя образовательная школа №3» города Донской Тульской области.

Данное портфолио содержит информацию о сохранении, укреплении и обеспечении безопасности здоровья школьников, формировании у них культуры здорового образа жизни. В нем раскрыты физиологические и психологические особенности подросткового возраста , указаны направления и краткая характеристика здоровьеформирующей деятельности, ориентированной на подростков.



Содержание


Контрольное задание по разделу

Стр.

Раздел 1

4-5

Раздел 2

6-8

Раздел 3

9-10

Раздел 4

11-13

Раздел 5

14-15

Раздел 6

16-19

Раздел 7

20-24

Раздел 8

25-26

Раздел 9

27-28

Раздел 10

29-32











РАЗДЕЛ 1


Цель


Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Задачи


  сформировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.



Принципы деятельности в области здорового образа жизни:


Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (принцип психофизиологической комфортности).

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.



Подходы к пониманию здоровья

личностно-деятельностный подход: здоровье как характеристика личности, формирующаяся в его деятельности и являющаяся результатом этой деятельности (В. И. Белов, Т. Ф. Орехова и др.)

В соответствии с личностно-деятельностным подходом (через призму становления личности в процессе ее повседневной деятельности), здоровье рассматривается как характеристика личности, формирующаяся в его деятельности и являющаяся результатом этой деятельности.



Эпиграф.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя»

(В. А. Сухомлинский).

«Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

(М. Монтень).






РАЗДЕЛ 2


Служба здоровья.


  • Распоряжение Комитета по образованию «О переводе государственных образовательных учреждений в режим городского ресурсного центра», в котором ОУ переведены в режим ресурсных центров по теме «Служба здоровья образовательного учреждения»

  • Приказ «О методическом сопровождении реализации Концепции создания Службы здоровья в образовательном учреждении»

  • Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении Концепции создания Службы здоровья в образовательном учреждении»

  • Постановления Правительства «Об утверждении Плана мероприятий на 2015 год по реализации Концепции развития системы образования «Образовательная школа »

  • Приказ о создании службы здоровья в ОУ

  • Приказ об утверждении положения о службе здоровья ОУ

  • Приказ об утверждении состава службы здоровья

  • Приказ об утверждении плана работы службы здоровья





Целью Службы здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Задачи Службы здоровья:

  • повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

  • организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;

  • создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся (воспитанников) наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в том числе обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.



Схема управленческой структуры ОУ.



Руководитель

Сотрудники

Зам.директора по УВР

Психолог


Медсестра школы


Педагог-организатор по питанию


Социальный педагог


Педагог-организатор по ОБЖ 


Учителя биологии, экологии


Учитель физкультуры



Основные функции специалистов.


Руководитель службы здоровья школы обязан:

- совместно с администрацией образовательного учреждения осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы;

- осуществлять руководство разработкой Программы деятельности Службы здоровья, планировать и осуществлять конкретные меры по её реализации;

- осуществлять руководство всеми направлениями деятельности Службы здоровья, осуществлять контроль выполнения рабочих планов, целевых групп и конкретных специалистов службы здоровья;

- участвовать в ресурсном и научно – методическом обеспечении деятельности Службы здоровья;

- обеспечивать профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов Службы здоровья;

- осуществлять анализ деятельности службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам учащимся, родителям;


Руководитель Службы здоровья школы имеет право:

- определять полномочия специалистам Службы здоровья по вопросам организации здоовьесозидающей деятельности;

- вносить предложения по вопросам развития образовательного учреждения, его ресурсного обеспечения, коррекции образовательного процесса и педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе мониторинга здоровья;

- посещать занятия, уроки, иные мероприятия, проводимые в образовательном учреждении для анализа и оптимизации образовательного процесса и педагогической деятельности на здоовьесозидающей основе;

- пользоваться единой городской базой данных мониторинга здоровья на основе ограниченного доступа;

- обращаться в научно – образовательные учреждения по вопросам научно – методического обеспечения деятельности службы здоровья;

- ставить перед органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием Службы здоровья;


Специалисты Службы здоровья школы обязаны:

- популяризировать здоровый образ жизни;

- участвовать в разработке Программы деятельности Службы здоровья, планировании её деятельности;

-участвовать в проведении мониторинга, коррекции здоровья и индивидуального стиля жизнедеятельности учащихся и педагогов;

- планировать работу в соответствии с выявленными проблемами на основе результатов мониторинга здоровья;

- реализовывать все направления деятельности Службы здоровья на основе командного взаимодействия, принципов паритето и взаимодополняемости;

- согласовывать ценности и цели Службы здоровья с коллегами, учащимися, родителями; - рекомендовать по итогам мониторинга здоровья педагогам и родителям образовательный маршрут для учащегося

Специалисты Службы здоровья школы имеют право:

- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности Службы здоровья и, вносить предложения по её совершенствованию;

- пользоваться единой городской базой данных мониторинга здоровья на основе ограниченного доступа в соответствии с собственной квалификацией;

- взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья, при составлении индивидуальных оздоровительных программ учащихся;

- вносить предложения по улучшению материально – технического обеспечения соответствующих помещений Службы здоровья







РАЗДЕЛ 3

Физиологические и психологические особенности подростка.

Физиологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Быстро растет тело, все органы и ткани, и это обусловлено влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Примерно до 9 -10 летнего возраста развитие у мальчиков и девочек происходит одинаково. К 10 – 11 годам в кровь начинает поступать половой гормон, специфичный для данного пола (до этого в крови содержится одинаковое количество гормонов обоего пола). Половое созревание девочек начинается на 1-2 года раньше. Они обгоняют в росте мальчиков. Отсюда и увлечение мальчиками, которые старше их. После завершения полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам они уже сформированы. Рост прекращается. Мальчики в 12 – 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 - 16 годам (10 -11 класс) они значительно выше девочек. Мальчики растут до 18 - 20 лет, т. к. полное созревание завершается позднее. В это время наблюдается изменение давления, скорость сокращения сердца. Эти отклонения увеличиваются при физических, умственных, эмоциональных перегрузках. Чем меньше двигается подросток, тем хуже работает сердце и сосуды. Этому способствует телевизор, компьютер, долгое чтение, лежание. Характерна для подростка аритмия (тахикардия, брадикардия). Всё это приходит в норму при половом созревании при условии, что подросток был здоров, не увлекался курением, алкоголем, не имел стрессовых ситуаций в школе и дома. В подростковый период улучшается аппетит. В период переутомления или нервно-психического напряжения, физических перегрузок может быть потеря аппетита, тошнота, рвота, поносы, схваткообразные боли в животе. Малоподвижный образ жизни приводит к запорам, затем хроническим заболеваниям кишечника.

Психологические особенности подросткового возраста.

1. Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростка собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание. Взрослеть заставляют обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Проявление чувства взрослости начинается с подражания старшим во внешнем облике, в манерах.

2.В этом возрасте совершенствуются такие процессы как, самооценка и самопознание.

3. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

4. Заметное развитие волевых качеств.

5. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направления и краткая характеристика моей здоровьеформирующей деятельности, ориентированной на подростков.

  1. Реализация деятельности по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

( использование учителем принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; творческое дополнение содержания учебного предмета здоровьеориентированными ценностями, смыслами, знаниями, умениями и навыками с целью формирования культуры здоровья учащихся).

  1. Организация информационно-просветительских мероприятий.

(содержание информационно-просветительских профилактических мероприятий строится в логике содействия самореализации учащихся, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей)

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

(Соблюдение светового, питьевого, воздушного режима классных комнат. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся согласно медицинским рекомендациям, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий, профилактика близорукости.)





РАЗДЕЛ 4


Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в разных мирах. И педагог должен попробовать понять этот мир, если хочет помочь ребенку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему полом.

Задачи моей педагогической деятельности по развитию здоровьеориентированной личностной позиции мальчиков и девочек:  

  • обеспечение эффективной стратегии развития мальчиков и девочек, наиболее полное интеллектуальное, познавательное, психологическое и личностное развитие детей;

  • создание психологически комфортной обучающей среды.

  •  дифференцированный подход к обучению и воспитанию девочек и мальчиков для сохранения и укрепления здоровья.  

Психофизиологи И.С.Кон, В.А. Геодакян, Б.И.Додонова и др. считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.

Это различия:

- познавательных способностей и познавательных процессов;

- восприятия окружающего мира;

- темпов, стратегии переработки и усвоения информации;

- в преимущественном формировании различных видов мышления;

- в организации внимания;

- в уровне активации эмоций в процессе обучения;

- в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;

- в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.

 Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Рассматривая развитие психики ребенка даже под одним углом зрения: асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, неравнозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что процесс обучения школьника, обязательно должен учитывать его индивидуальные особенности.  

При обучении полезно учитывать следующие особенности подростков:

Мальчики

  • У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.

  • С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.

  • Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.

  • Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.

  • Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

Девочки

  • У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.

  • Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.

  • В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.

  • У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.

  • Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

Следует обращать внимание на следующие моменты:

- если на занятии познавательная задача идет на информационном уровне, то мальчики быстро теряют к ней интерес . Необходимо больше исследовательских задач, больше наглядности.

- мальчики на занятиях не всегда сразу принимают учебную задачу, и им требуется дополнительное объяснение в индивидуальной форме. Быстрее приступают к выполнению задания девочки.

- в начале занятия больше отвлекаются мальчики.

- девочки лучше воспринимают инструкцию, если она эмоционально окрашена, мальчикам же важно получить инструкцию, чтобы педагог проговорил правила и условия деятельности.

Рекомендации деятельности педагога в данном аспекте:

  • Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

  • При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

1) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер

2) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола

3) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков

4) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

  • При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки , т.к. дети взаимодополняют друг друга.

  • В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание мальчиков.

  • При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Это важно для мальчиков.







РАЗДЕЛ 5


В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать следующие направления социализации:

1.воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;



2.формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;



3.содействие самоопределению и самоактуализации обучающихся: формирование адекватного образа Я, формирование стрессоустойчивости, навыков продуктивной организации своего досуга.

Проанализировав систему своего взаимодействия с обучающимися, я могу сделать вывод, какие направления социализации реализуются, какие личные и социальные компетенции формируются. Приведу примеры по направлениям:

1.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.



2.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.



3.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей

Различные аспекты организации эффективной педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, направленной на формирование у них культуры здорового и безопасного образа жизни, являются одной из важнейших направлений социализации.





РАЗДЕЛ 6


Я работаю учителем математики в 5-11 классах в общеобразовательной школе, являюсь классным руководителем 8б класса.

При обучении здоровому образу жизни нужно учитывать возрастные особенности школьников. Так, в подростковом и юношеском возрасте еще недостаточно сформирована личностная ценность здоровья. Далеко не все школьники осознают здоровье как обязательное условие достижения жизненного успеха, самореализации, а также могут прогнозировать влияние на здоровье последствий своего поведения.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:


  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;



В своей работе я стараюсь учитывать следующее:

- избегать “навязывания” учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание уделяю созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций;

- использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль ведущих, организаторов работы;

- основной акцент делаю на наиболее значимых для школьника факторах. Например, следует показать, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, привести к ограничениям при выборе профессии, затруднениям во взаимоотношениях с окружающими и т.д.

При обучении подростков и юношей основам здорового образа жизни рекомендуется использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотизации).

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, воспринимаемой значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дискуссии могут привлекаться родители, а также представители различных профессий - медики, психологи, юристы и т.п. Это сделает дискуссию более интересной и содержательной. Разновозрастный состав участников поможет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, понять позицию другого.

Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем, игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра проявляет себя как форма реализации мотивации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.

Лекция - самая популярная среди взрослых и самая “нелюбимая” среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркотиков), такая форма оказывается необходимой.

При интегрированном подходе, в основу организации учебного занятия необходимо заложить характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

1.Условия проведения учебного занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям (освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения)

2.Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

3.Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе; организованы действия учащихся по мобилизации на учебное занятие.

4. Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.

5.Методы и формы обучения соответствуют:

- учебному содержанию;

- целям учебного занятия;

- психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.

6.Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:

- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;

- достаточную двигательную активность учащихся на уроке;

- учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

- учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;

- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;

- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;

- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;

- доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

7.Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.

8.Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.

9.Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.



Для осуществления информационно-пропагандистской, культурно-просветительской работы учителя на уроках математики необходимо применять разнообразные материалы. Предлагаю фрагментарное использование этих материалов на отдельных уроках математики в объеме, который представляется наиболее приемлемым, с этой целью учитель может проводить короткие сообщения, небольшие содержательные беседы, дискуссии, предлагать текстовые задачи, давать необходимые разъяснения учащимся об их содержании, привлекать их к выступлениям, подбору материалов.

В ходе решения математических задач учащиеся могут узнать дополнительную информацию об индивидуальном здоровье и факторах его обеспечения.

Примеры:

1. Человек на три четверти состоит из воды и на две части из твердых составляющих. Сколько воды в ученике 5 класса, весящем 40 килограммов? (Ответ: 24 кг.).

2. Известно, что 30 % от первого числа на 4,1 больше, чем 20 % от второго. А 280 % от второго числа на 1,85 больше, чем 25 % от первого. Найдите эти числа и узнайте сколько фтора и цинка в мг требуется человеку ежедневно. (Ответ: 2мг, 15 мг). Цинк необходим для нормального роста и созревания, а также для формирования иммунитета. Фтор необходим для построения эмали зубов и костей.

3. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? (Ответ: 30 дней, 10 часов).

4.При здоровом питании подросток должен получать в день 3000 килокалорий. Распределение между приёмами пищи такое: обед – 8 частей, завтрак и ужин по 5 частей, полдник – 2 части. Подсчитайте, сколько килокалорий должен получить подросток во время а) завтрака, б) обеда, в) полдника, г) ужина»


Тематика классных часов, бесед по ЗОЖ (внеурочная деятельность).

5 -7класс

  • Принципы рационального питания

  • Здоровые привычки - здоровый образ жизни

  • Тренировка памяти.

  • Чем заняться после школы.

  • Физические особенности развития мальчика и девочки.

  • Твоя нервная система

  • Утомление и переутомление.

  • Культура поведения

  • Пищевые добавки и витамины

  • Токсичные вещества и ПАВ

  • Умение управлять собой

  • Компьютер в жизни человека.

8-11 класс

  • Эмоции и двигательная активность.

  • Как развивать свой интеллект?

  • Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек

  • Что меня радует и огорчает в школе (анкетирование)

  • Нет терроризму

  • Стрессы и их влияние на здоровье.



  • Диспут по профилактике ранней беременности «Чья сторона»

  • Никотин, алкоголь, наркотики.

  • Питание и здоровье.

  • Кризисные состояния у подростков

  • "Экзамены без стресса".

  • Чувство взрослости. Что такое?



  • Как подготовить себя к будущим экзаменам?



  • Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?









РАЗДЕЛ 7



Разработка плана проведения

Дня здоровья «Мы за здоровый образ жизни»


в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Донской.


Цель

Развитие у обучающихся потребности к здоровому образу жизни,

осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

  • развитие личности ученика с учетом его возрастных и индивиду-

альных особенностей;

  • содействие в социализации личности, формирование здоровья

молодого поколения;

  • создание системы деятельности интегрированного субъекта, в ко-

торой главным направлением является самоопределение личности

обучающегося.

Сроки реализации проекта

Выстраивание системы здоровьесберегающей деятельности в тече-

ние года; подготовка Дня здоровья занимает от 1 недели.


Ход реализации проекта


I этап — подготовительный (в течение месяца).

Цель

Выявление проблем по вопросам:

  • здоровьесбережение в различных возрастных параллелях;

  • профилактика зависимостей (среднее звено);

  • осознание здоровья как жизненного ресурса (старшее звено).

Участники

Преподаватели, учащиеся, родители.

Механизм реализации

Анкетирование, опросы, наблюдение, метод незаконченного тезиса.


Результаты I этапа

В ходе проведения подготовительных родительских собраний, класс-

ных часов (постановка проблематики, предварительная диагностика),

мониторингов должны быть выявлены следующие проблемы:

Младшее звено:

  • недостаток физической активности детей в течение дня;

  • недостаток витаминов в зимний и весенний периоды;

  • нехватка элементарных знаний о своем организме.

Среднее звено:

  • недооценка опасности пивного алкоголизма и табакокурения;

  • заниженная оценка пользы от занятий спортом.

Старшее звено:

  • неприятие своего здоровья как невосполнимого ресурса, необхо-

димого для дальнейшего самоопределения и самореализации в об-

ществе.


II этап — содержательный (в течение месяца).

Цель

Анализ и систематизация полученных на I этапе данных, выбор форм

и видов содержательной деятельности для решения выявленных проблем.

Участники

Совет старшеклассников, родительско-педагогический совет, активы

классов, администрация школы .

Механизм реализации

Саногенетический мониторинг (СГМ) учащихся, ведение «паспорта

здоровья» для младшего звена, анализ и систематизация качественных

и количественных результатов, составление пиктограмм по СГМ, при-

глашение специалистов (медиков, психологов, работников правоохра-

нительных органов) для проведения консультаций с преподавателями,

учащимися и их родителями, подготовка мероприятий для каждой воз-

растной группы с учетом поставленной проблематики.

Результаты II этапа

В ходе проведения этапа советом старшеклассников, родительско-

педагогическим советом, на встречах со специалистами, в работе

классных активов будут рассмотрены современные оздоровительные

технологии, формы и методы организации работы с детьми и родите-

лями по данной тематике, спланированы мероприятия для проведения

общешкольного Дня здоровья и подготовительные мероприятия, пред-

шествующие ему.

Общешкольные мероприятия

Зарядка, фитобар, конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ», выпуск школьной газеты "Школа.ru" , II этап родительских собраний и классных часов.


Младшее звено

  • классные часы по

привитию навыков

здорового образа жизни;

  • витаминотерапия;

  • «Веселые старты»

с участием родителей;

  • конкурс полезных

меню.


Среднее звено

  • участие в конкурсе

агитбригад;

  • конференции по про-

блемам борьбы с таба-

кокурением, пивным

алкоголизмом и дру-

гими вредными привыч-

ками, популяризации

занятий спортом;


Старшее звено


  • конференция по про-

блеме ценностного

отношения к здоровью

  • «Здоров — значит

успешен»;

  • встреча со специали-

стами (медработниками,

психологами, спортсме-

нами);


III этап — проведение Дня здоровья и рефлексия (в течение недели).

Цель

Формирование и развитие у детей представлений о здоровье, форми-

рование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья,

мотивация на здоровый образ жизни, привлечение внимания общества

к поднятой проблеме сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

  • расширение знаний школьников о правилах здорового образа жизни;

  • воспитание готовности соблюдать эти правила;

  • формирование у школьников представления о ценности здоровья

и необходимости бережного отношения к нему.

Участники

Преподаватели, учащиеся, родители .

Механизм реализации

Проведение яркого общешкольного праздника с участием преподава-

телей, детей и их родителей, специалистов в области сохранения и укреп-

ления здоровья.

Результаты III этапа

Проведение комплекса мероприятий «Дня здоровья» должно способствовать

формированию и развитию у детей представлений о здоровье как о цен-

нейшем ресурсе организма, который надо беречь, сохранять и приумно-

жать путем отказа от вредных привычек и ведения здорового образа

жизни. В реализации проекта принимают участие все субъекты воспита-

тельного процесса.

  • классные часы по

формированию

культуры здоровья

силами учащихся;

  • «Веселые старты»

с учителями и родителями

по пионер-

болу, волейболу и шах-

матам.

  • командные встречи с

учителями и родителями

по пионер-

болу, волейболу и шах-

матам.


По итогам Дня здоровья


Проведение итоговых родительских собраний и классных часов (за-

ключительная диагностика: анкетирование, опросы, наблюдение, метод

незаконченного тезиса, саногенетический мониторинг) должны

показать положительную динамику валеологической грамотности уча-

щихся и уровня активности родителей, желающих участвовать в здо-

ровьесберегающей деятельности школы. Родительско-педагогический

совет принимает, например, такое решение:

  • проводить тренинги для преподавателей, учащихся и родителей по

формированию компетентностного подхода к здоровью: ценю —

знаю — могу — делаю;

  • ежедневно проводить утреннюю зарядку и динамические паузы

в младшем и среднем звене;

  • проводить День здоровья два раза в год;

  • отслеживать эффективность здоровьесберегающей деятельности

дважды в год по результатам саногенетического мониторинга.



Освещение реализации проекта будет осуществляться в школьной газете "Школа.ru", в городской газете «Донская газета», на сайте Официальный сайт МБОУ "СОШ 3" город Донской shkola3.3dn.ru



































РАЗДЕЛ 8

Эссе на тему «Тьюторская позиция в моей профессиональной деятельности».

Я - учитель математики и классный руководитель 8 класса! Свою профессиональную деятельность я учусь и стремлюсь реализовывать с тьюторских позиций.

В педагогической практике тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

В более широком понимании тьютор - это наставник.( В переводе с английского tutor - домашний учитель, репетитор, наставник, опекун).

Тьюторство - это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий. Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково. Тьютор, также как и его подопечный, может не знать ответа. Но у него есть опыт такого понимания, опыт самостоятельного нахождения ответов. И он умеет поделиться своим опытом и создать условия для возникновения такого опыта у других.

Основная задача педагога с тьюторской позицией - научить ребенка понимать себя и самостоятельно разрешать проблемные ситуации. Необходимо создание ситуации успеха - это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития. В повседневной жизни в событии со школьниками педагог с тьюторской позицией использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.
В ходе тьюторского сопровождения тьютор выступает посредником между культурой и учащимся, неся на себе культурные формы удовлетворения индивидуального образовательного запроса учащегося, инициирующего его образовательную активность. Тьютор обладает знанием о видах и способах познавательной деятельности, научной или предметной области интереса учащегося, возможных источниках получения знания, типичных трудностях и ошибках, этапах и методах тьюторского сопровождения. Тем самым тьютор способен создавать культурную рамку активности учащегося. Очевидно, что далеко не каждый учащийся способен к самостоятельному планированию, организации и т.д. своей познавательной деятельности. Именно поэтому ему и необходим тьютор, который в ходе длительной индивидуальной работы, обсуждая ход познавательной деятельности учащегося, проблематизируя и экспертируя ее, помогает учащемуся осознать его образовательные потребности, его образовательные возможности, помогает освоить проектный и исследовательский виды познавательной деятельности, понять возможности образовательных ресурсов, возможности культуры как средств достижения образовательной цели учащегося.

Помогает, но не учит, потому что тьютор постоянно создает ситуации проявления, очевидности разных возможностей учащегося и необходимости выбора, принятия решения. При этом тьютор готов обсуждать основания выбора, его последствия и роль, но делает выбор сам ученик. В этом смысле тьютор идет «за» учеником, сопровождая самостоятельную деятельность ученика. Но тьютор это не пассивная позиция констатации ошибок учащегося. Активность тьютора выражается в создании ситуаций встречи культуры и образовательного опыта ребенка, в демонстрации культурных форм деятельности, в переоформлении нечетких, неясных, мало осознанных действий учащегося в соответствии с культурным образцом. Поэтому тьюторское сопровождение – это совместная деятельность тьютора и учащегося, в которой учащийся задает смыслы и реализует действия, а тьютор формирует рефлексивную рамку, главным контекстом которой выступает культура.

Очень коротко процесс тьюторского сопровождения может быть очерчен как следующие этапы взаимодействия тьютора и учащегося:

1.Определение познавательного интереса учащегося.

2.Формулирование цели познавательной деятельности.

3.Определение средств достижения цели (выбор источников и форм познания, видов познавательной деятельности), планирование познавательной деятельности.

4.Обсуждение хода и промежуточных итогов познавательной деятельности – анализ совершаемых познавательных действий, эффективности используемых средств, достигнутых образовательных эффектов внесение необходимых корректив в план деятельности.

5.Рефлексия продуктов и образовательных эффектов реализованного плана познавательной деятельности, их соответствие поставленной цели, их роль и значение в образовании учащегося.

Моими задачами по социализации обучающихся в области здорового образа жизни являются задачи формирования у обучающихся ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; формирование представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье и об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

И реализовывать эти задачи я пытаюсь с позиции тьютора.



      






РАЗДЕЛ 9



Моя концепция здорового образа жизни.

От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. А, в свою очередь, состояние здоровья подростков является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее .


Образцы поведения, отношений, способы действий, которые использует учитель во взаимоотношениях, усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении воспитанника.
Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, своим поведением убеждает в том, что именно в этом заключается благополучие любого человека, коллектива, общества и семьи.
Именно от здоровья педагога зависит то, полюбят ли воспитанники предмет так, как любит его он сам. А если же педагог не здоров, то он не реализуется, не актуализируется, нарушает "равновесие" в общении с детьми, что может подорвать и здоровье воспитанников. Но физическое здоровье, также, не существует без психологического благополучия.


Развитие культуры здоровья педагогов — одно из условий обеспечения здоровья обучающихся. В то же время, как психологическое здоровье учителя — основа успешности образовательного процесса. Каждый педагог должен осознать необходимость вырабатывать собственный опыт поддержания оптимального состояния здоровья организма .


Делая вывод, можно сказать, что каждый педагог должен иметь личную программу здорового образа жизни, чтобы поддерживать тонус, укреплять здоровье и быть наставником для своих воспитанников. Воспитать здорового человека может лишь человек здоровый.

Являясь педагогом, понимающим, что культура здоровья детей напрямую зависит от моего личного отношения ко всем аспектам здорового образа жизни, я пришла к выводу, что необходимо заниматься, в первую очередь, своим самосовершенствованием.

В плане физического аспекта я в первую очередь обратила внимание на свой распорядок дня. Следующим вопросом стало увеличение двигательной активности. Думаю, что педагог обязан на протяжении всей своей карьеры и жизни оставаться подтянутым и физически активным. Поэтому я приняла решение о необходимости увеличения своей физической нагрузки (частые пешие прогулки быстрым шагом). В школе же я пропагандирую проведение физкультминуток с разработанным комплексом упражнений.

Реализуя работу по сохранению физического здоровья, я пересмотрела свой подход к вопросу сбалансированного питания, необходимого моей семье, состоящей из трех человек.

Идя по пути самосовершенствования, нельзя обойти психологический аспект. Создание психологически комфортной обстановки, демократический стиль общения, доброжелательное отношение педагога к учащимся, учет индивидуальных особенностей, способность видеть и утверждать личность в ученике – вот те основные условия, которые необходимы для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Одним из сложных аспектов здоровья является социальная сторона. Если рассматривать социальное здоровье более детально, то можно выделить следующие его аспекты: интеллектуальный, эмоциональный, социальный и духовный.

Сама профессия учитель предполагает постоянную работу над своим интеллектуальным здоровьем. Дети с таким педагогом тоже не могут стоять на месте, им постоянно требуется подпитка их интеллектуальной энергии.

Остановлюсь на духовном здоровье. К нему относятся: наша способность определять, формулировать и строить собственную жизнь в соответствии с наиболее целесообразным для нас жизненным смыслом и целью; научиться давать и получать любовь, радость и мир; стремиться к творческой и наполненной содержанием жизни; способствовать улучшению духовного здоровья окружающих.

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни. Свою концепцию я хочу закончить такими словами: “Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!” Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Здоровье не купить, ни за какие деньги, его нельзя попросить у друга или просто знакомого человека. Здоровье нужно научиться беречь.



Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию,
если его педагогическими приоритетами станут духовность,
здоровье и творчество…
(В.А.Андреев)













РАЗДЕЛ 10



Экспресс-диагностика процесса моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Анкета для учащихся 8-11 классов


Цель: оценить уровень отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.


Дорогой друг!

Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.

Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.

Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.

Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.

 

Пожалуйста, укажите

1.Ваш пол

-мужской

-женский

Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)

 

2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

1.Хорошее

2.Удовлетворительное

3.Плохое

4.Затрудняюсь ответить

 

3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?

Оцените их, проставив баллы от 8(самое важное) до 1 (наименее важное)

1.Материальное благополучие.

2.Качественное образование.

3.Хорошее здоровье.

4.Привлекательная внешность.

5.Любимая работа.

6.Возможность общаться с интересными людьми.

7.Благополучная семья.

8.Свобода и независимость.

 

4.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.

1.Хорошая наследственность.

2.Хорошие экологические условия.

3.Выполнение правил здорового образа жизни.

4.Возможность консультаций и лечения у хорошего врача.

5.Знания о том, как заботиться о своем здоровье.

6.Отсутствие физических и умственных перегрузок.

7.Регулярные занятия спортом.

8.Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.

5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

1.Это всегда интересная и полезная информация.

2.Иногда это достаточно интересная и полезная информация.

3.Не очень интересная и полезная информация.

4.Эта информация меня не интересует.

6.Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье

1.Вполне достаточно.

2.Не вполне достаточно.

3.Недостаточно.

 

7.Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?


От случая к случаю

Никогда

Часто

От родителей

 

 


От друзей

 

 

 

В школе

 

 

 

Из журналов, книг

 

 

 

Из передач ТВ

 

 

 

Через интернет

 

 

 

 

 

 

 

 8.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? ( Вы должны ответить на каждую строчку таблицы.)

 


Трудно сказать

Совсем не вредно

Вредно

1.Неправильное питание(очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)\переедание

 

 

 

2.Употребление алкоголя

 

 

 

3.Употребление наркотиков

 

 

 

4.Сидячий образ жизни

 

 

 

5.Курение

 

 

 

6.Недоедание

 

 

 

9.Вы курите?

1.Да, регулярно.

2.Нет.

3.Иногда, по настроению или «за компанию».

4.Только попробовал(а)

10. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

1.Никогда

2.Пару раз в год

3.Один или два раза в месяц

4.Каждую неделю

5.Почти каждый день.

11.Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?

1.Да

2.Нет

12. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?

13. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?(Вы можете выбрать больше чем одну тему)

1.Курение

2.Снижение и набор веса

3.Алкоголь

4.Половое воспитание

5.Нарушение питания

6.Влияние наркотиков

7.Инфекции, передаваемые половым путем

8.Физические упражнения и спорт

9.Управление эмоциями

10.Межличностные отношения

11.Другое (указать что именно)

Всего в анкетировании приняли участие 131 учащихся 8-11 классов, из них 70 (53,4 %) юношей и 61 (46,6 %) девушка в возрасте 15-18 лет.  

Учащихся оценивают свое здоровье как:

«хорошее» - 60%,

«удовлетворительное» - 36%.

Характерно, что «здоровье» наиболее важной ценностью для себя считают также 59% учащихся; на втором месте «благополучная семья» - 41%, на третьем «материальное благополучие» - 35%.

Более 60 % учащихся считают выполнение правил здорового образа жизни важнейшим условием сохранения здоровья. Интересно, что большое значение ребята придают экологическим условиям - 56%, занятиям спортом 48%, знаниям о своем здоровье - 43%.

Основными источниками информации о сохранении и укреплении здоровья ребята назвали:

родителей - 62%,

школу- 39%,

телевидение 21 %.

Анкетирование показало, что 111 юношей и девушек не употребляют алкоголь, что составляет 84,7%.

Остальные на вопрос «как часто вы употребляете спиртные напитки?» ответили:

пару раз в год - 18,6 %,

один или два раза в месяц - 2,9 %,

каждую неделю - 0,2 %.

По результатам анкетирования выяснилось, что 4 учащихся (0,03 %) пробовали наркотические или токсические вещества.

На вопрос, «в каком возрасте следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?», ответили:

в детском саду - 4%,

в начальной школе - 10%,

в среднем звене - 60%,

в старших классах - 20 %,

позже - 4%.

Данные о количестве курящих учащихся:

11 юношей и девушек (8,4 %) ответили, что курят;

по настроению или «за компанию» - 6 человек (4,5 %),

только пробовали - 18 учащихся (13,8 %),

не курят - 96 учащихся (73,3 %).

Учащиеся отметили следующие темы, которые интересуют их в плане сохранения здоровья:

курение - 26,7%

алкоголь - 29,2%

половое воспитание - 30%

нарушение питания - 31%

физические упражнения и спорт - 46,1%

межличностные отношения - 27,1%.

Таким образом, подавляющая часть учащихся среднего и старшего звена испытывает достаточно высокую потребность в информации, знаниях, навыках в области сохранения и укрепления здоровья.

Отсюда вытекают и приоритетные задачи образовательных учреждений по системному, комплексному подходу к созданию здоровьесберегающего пространства, повышению компетенции педагогов в области обучения здоровью, применение в работе с учащимися современных подходов и методов.