СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальных навыков у обучающихся коррекционной школы на уроках профессионально-трудового обучения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация посвящена поиску новых эффективных методов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, средств по формированию положительной мотивации их к обучению на уроках технологии в условиях специальной (коррекционной) школы и дальнейшей их успешной социализации. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных навыков у обучающихся коррекционной школы на уроках профессионально-трудового обучения»

Формирование социальных навыков у обучающихся коррекционной школы на уроках профессионально-трудового обучения


Муравецкая Надежда Викторовна,

учитель МКОУ ОШ№ 30, г.Белгород



Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение личностью социального опыта путем вхождения его в социальную среду, систему социальных связей.

Дети с интеллектуальной недостаточностью с первых же дней начинают отставать от своих сверстников. Это связано непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение школьниками социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от педагогов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. Поэтому первоочередной задачей нашего специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения является создание оптимальных условий для формирования навыков социально - адаптированного поведения обучающихся и максимальному преодолению недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы воспитанников, что позволит ребенку активнее включаться в социальную среду, адекватно действовать в различных ситуациях. С этой целью педагоги разрабатывают специальные программы, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход и т.д.

Большую роль играют в этом уроки профессионально-трудового обучения, где воспитанники не только осваивают навыки будущей профессии, но и умение вести себя в трудовом коллективе, чтобы, став взрослыми, они могли выполнять в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем их мире.

Одна из важных задач учителя профессионально-трудового обучения – развитие мотивационной сферы школьников, в частности социальных мотивов, и создание тем самым необходимых предпосылок для подготовки их к общественно полезному труду. Общее недоразвитие психики обучающихся, выражающееся в нарушении познавательной деятельности, сказывается отрицательно на отношении к трудовой деятельности, процесс которой они воспринимают своеобразно.

Развитие социальных мотивов в процессе трудовой деятельности зависит в значительной степени от направляющей и мобилизующей роли учителя. Организуя и направляя деятельность воспитанников, он тем самым открывает перед ними перспективу достижения положительных результатов. При отсутствии своевременной помощи со стороны учителя в организации деятельности обучающихся его добрые намерения могут и не привести к желаемым результатам. Учитывая индивидуальные возможности и интересы ребят, педагоги также обращают внимание на то, чтобы задания представляли для них известные трудности, иначе они не будут стимулировать их к активной деятельности.

Психологический анализ показывает, что мотивы, которыми школьники руководствуются при выполнении понятной для них общественной трудовой задачи, связаны с их потребностями и интересами. В процессе выполнения трудовой деятельности, имеющей практическую и общественную ценность, ученики испытывают удовлетворение от своей работы и у них начинают формироваться далекие, перспективные и значимые в социальных отношениях мотивы деятельности.

Развитию социальных навыков способствует организация трудового процесса по бригадному методу, как это могло бы происходить в производственных условиях. Например, на уроках профессионально-трудового обучения по швейному делу в 9 классе была организована работа по бригадному методу. Воспитательный эффект особенно велик тогда, когда сами ученицы принимают участие в организации трудового процесса и в оценке полученных результатов. Бригаду возглавляли бригадир и мастер, назначенные из числа лучших учениц. В задачу бригадира входило перед всей бригадой дать оценку работы каждой швеи и своей собственной работы как бригадира. Если член бригады допускал ошибку, бригадир снижал оценку ему и себе. В свою очередь мастер оценивал работу бригадира и свою работу. Как показывают наблюдения, такая организация урока оказывает положительное воспитательное влияние на формирование социальных навыков обучающихся. Это находит свое выражение в том, что ученицы стали более критически относится к своим результатам, проявлять большую активность и заинтересованность в достижении лучших показателей, поняли, что результаты их труда влияют на показатели работы бригады.

Мнение коллектива – очень важный фактор в развитии социальных навыков обучающихся. Индивидуальное стремление и перспективы каждого ученика наши педагоги по мере возможности связывают со стремлением и перспективами всего ученического коллектива. Вместе с тем большое внимание они обращают на то, чтобы намечаемые учениками планы и перспективы на будущее были тесно увязаны с настоящими практическими делами, с тем, что они делают повседневно. Только в этом случае их желания приобретут действенный характер. Работу по воспитанию социальных навыков педагоги проводят с учетом индивидуальных особенностей каждого из школьников. На первых порах многие ученики неправильно оценивают свои возможности. Это выражается, например, в том, что некоторые из них говорят, что по окончанию школы они хотели бы стать летчиками, артистами, инженерами и т. д. Однако проводимая педагогами разъяснительная работа и работа по ознакомлению с теми профессиями, которые им доступны, даёт положительные результаты.

Наблюдение за школьниками на уроках профессионально-трудового обучения показывают, что существенным недостатком в их трудовой деятельности является то, что они не могут самостоятельно, без помощи учителя, справиться с поставленной трудовой задачей, что затрудняет процесс социализации. Неправильное отношение учеников к трудовым заданиям определяется в ряде случаев недостаточным развитием мыслительных процессов. Не будучи в состоянии установить необходимые связи и отношения и наметить обоснованный план действия, ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает действовать неадекватно: не стремится получить реальные и значимые результаты, а формально выполняет отдельные операции, имеющие какое-либо отношение к предложенному заданию. Во избежание этого в процессе обучения необходимо следить за тем, чтобы задания были достаточно конкретны, понятны и посильны для каждого ребёнка.

Успешность трудовой деятельности обучающихся во многом зависит от характера инструктажа. В ряде случаев школьники с интеллектуальной недостаточностью оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать сформулированную в общей форме инструкцию о цели и характере деятельности. Если их внимание специально не фиксировать на связях и отношениях, с учетом которых задание должно выполняться, они игнорируют многие из них, отклоняясь от конечной цели работы. Это негативно сказывается на формировании социальных навыков, расхолаживает мотивационную сферу деятельности, приучает ребёнка относиться к заданию кое-как. Чтобы этого не происходило, учитель сопровождает показ изготовления изделия подробными объяснениями и указаниями, как следует конкретно выполнять ту или иную трудовую операцию, на что именно обращать внимание при ее осуществлении. Если задание относительно сложное, кроме подробных объяснений и указаний педагог оказывает необходимую помощь в процессе самой деятельности, заключающуюся в контролировании и корригировании выполняемых операций, допускаемых ошибок и неточностей в работе.

Коррекционное воздействие играет очень важную роль в достижении успешных результатов. При работе над изделием учителю приходится уделять большое внимание развитию у ребят умения выполнять задание по образцу. Несмотря на то, что последний находится перед ними, ученики не соотносят с ним отдельные свои операции и постройку в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. В результате готовый предмет сильно отличается от образца, имея с ним лишь некоторые сходные черты.

Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерно неумение рационально организовать свою работу. На уроках столярного дела, например, это обнаруживается очень отчетливо при разметке контура будущей вещи или детали на обрабатываемом материале. Так, на одном из уроков ученики VI класса должны были сделать на дощечке разметку доски-подставки для цветов, а затем ножовкой выпилить ее. Оказалось, что многие не смогли правильно и рационально расположить контуры изделия на дощечке. Контуры располагались на ней несимметрично и были далеко отодвинуты от левого и нижнего краев, в результате чего изделие получалось уже или короче, чем это требовалось. Некоторые разметили контуры подставки на середине дощечки, хотя последняя имела прямые и гладкие края и т.д.

Очень важно научить ребят пользоваться линейкой, угольником, циркулем и другими необходимыми при разметке инструментами. Эти навыки пригодятся им не только в производственной деятельности, но и в быту.
Большое внимание на уроках профессионально-трудового обучения учитель уделяет развитию у детей ритма и темпа деятельности. Это необходимо для того, чтобы они были в состоянии правильно выполнять такие трудовые операции, как строгание, пиление, сверление и многие другие, не обязательно связанные со столярным делом.

У аномальных детей усвоение трудовых знаний, умений и навыков и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных способностей, формирующихся на основе обобщения. Поэтому усваиваемый в данный момент учебный материал может оказаться не включенным в общую систему знаний. Следует также указать на то, что наши ученики затрудняются переносить ранее усвоенный опыт в новые условия из-за недоразвитости у них пространственных представлений.

В ряде случаев сообщаемые на уроках профессионально-трудового обучения знания плохо усваиваются учениками из-за того, что в наглядном материале они воспринимают лишь конкретные признаки и качества его. Отвлеченные признаки, характеризующие связи и отношения между отдельными частями материала или отличия данного материала от другого сходного, но не идентичного с ним, не осознаются ими. Поэтому наши педагоги никогда не рассчитывают на то, что ребёнок без помощи учителя усмотрит в трудовом материале именно те стороны и свойства его, которые имеют первостепенное значение для выполняемого действия, и не будет руководствоваться случайными признаками, лежащими на поверхности.
Немаловажное значение имеет выработка у ребят правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда учеников, учителя нашей школы не забывают и о том, чтобы их закалять, вырабатывать способность к трудовым усилиям и выносливость.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, учителя профессионально-трудового обучения нашего образовательного учреждения делают всё для того, чтобы дать своим ученикам такое образование и воспитание, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состояться в профессиональной деятельности и личной жизни.

Библиография

  1. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

  2. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы.- М.: Педагогика, 1985.-128с.




2