Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт»
Формирование ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт
Этапы формирования ценностей
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. Установлено, что процесс формирования ценностных ориентации на физическую культуру как у студентов, так и у школьников проходит несколько этапов:
- осознание определенных ценностей;
- удовлетворение "мышечной радостью" при занятиях физической культурой и переход к устойчивой двигательной потребности;
- стремление к достижению более высокого уровня физкультурных знании, спортивно-технических результатов;
- построение планов, жизненных целей, связанных со здоровым образом жизни.
Направления регулярных занятий спортом
Устойчивые ориентации образуют своего рода "ось сознания", обеспечивающую им фиксированную модель поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Для того чтобы физический "образ Я" сохранил спою устойчивость, необходима подкрепляющая внутренняя и внешняя мотивация, которая бы побуждала студентов, школьников к сознательной двигательной активности.
На практике в основном наблюдается четыре мотивационных варианта выбора студентами направлении регулярных занятий спортом:
- спортивное направление (с целью достижения высоких спортивных результатов);
- оздоровительное направление (с целью укрепления здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения работоспособности и психологической устойчивость);
- активный отдых (для снятия общего утомления, нервно- эмоционального напряжения);
- профессионально-прикладное направление (с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности).
Любое из этих направлений окажет влияние на профессиональное становление будущего специалиста.
Мотивы заниматься Физической культурой
Ориентация школьника на физическую культуру регулируется и поддерживается системой мотивов, главными из которых из являются:
- мотивы, связанные с содержанием и процессом занятии (эмоционально-двигательная динамика способствует проявлению мышечной
«радости» и формированию ценностных ориентации на подсознательном уровне физического воспитания);
- мотивы самоопределения и самосовершенствования (например, получить хорошую физическую подготовку);
- мотивы долга и ответственности (перед классом, учителем, общсством);
- мотивы благополучия и престижности (удовлетворение интереса, стремление получить одобрение, желание получать хорошие оценки, быть первым, занять достойное место в соревнованиях и т. д.)