Работу выполнила: учитель начальных классов
МБОУ Соленоозерная СШ №12
Попкова Мария Михайловна.
Тема: «Формирование у младших школьников навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.
Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следствие важная ступень развития речь письменная.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий: в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
. При этом надо учитывать главное условие для достижения успеха – не длительность, а частота тренировочных упражнений, не забывая, что человеческая память устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то оно есть, то его нет. Например:
- жужжащее чтение;
-ежеурочные пятиминутки;
-многократное чтение;
-чтение в темпе скороговорки.
Так же в своей практической деятельности использую упражнения рекомендованные М. И. Омороковой, которые направлены на:
развитие речевого аппарата (дыхательная гимнастика: «Дует ветер», «Свеча-1, -2,-3», «Воет вьюга», «Колесо спустило» и т.д.).
Артикуляционная разминка: «Губы», «Щечки», «Хомячок», «Конфета», «Верблюд», работа над дикцией: «Распевка».
расширение оперативного поля чтения;
развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
развитие смысловой догадки (антиципации);
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Эти упражнения «помогут ученику четко отработать произношение всех гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развить поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении вслух и молча, снизить интервал между восприятием и пониманием текста, развить внимание и память».
В первые учебные дни проверяю готовность первоклассников. В результате такой работы выявляю знания детей, поступивших в школу:
знают буквы, но не умеют читать;
не знают буквы.
Изучив индивидуальные особенности каждого ребенка, материал подбираю дифференцированно. Задания составляю таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
Многие диагностические методики для обследования психических процессов, методы и приемы, используемые для развития фонематического слуха и речи детей, применяю в обучении детей на уроках обучения грамоте и на уроках литературного чтения.
Упражнения и игры, используемые при работе с детьми.
Для развития внимания:
«Найди отличия», «Поем вместе», «Поиск предметов» и т.д.
Для развития восприятия:
«Что в свертке», «Самые наблюдательные» и т.д.
Для развития памяти:
«Каскад слов», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и т.д.
Для развития мышления:
«Говори – наоборот», «Бывает – не бывает», «Угадай», «Разгадывание ребусов»,
«Составь новые слова, используя слово ГАСТРОНОМ»
В результате целенаправленной работы уровень психических процессов возрастает.
2. Упражнения на развитие навыка декодирования
На этапе «речевая разминка» принимают активное участие все учащиеся, читающие и не читающие (в период обучения грамоте), каким бы способом чтения они не владели. Это упражнения по развитию речевого дыхания, они важны для правильной постановки дыхания при чтении. Их может проводить не только учитель, но и любой учащийся – ведущий.
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Дыхание «под счет»: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3-4 раза.
Игра «Произнеси и покажи».
Машины едут: ж – ж - ж.
Лошадки поскакали: цок – цок - цок.
Муха бьется в стекло: з – з – з.
А)Скороговорки.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек, из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок
- На дворе трава, на траве дрова.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Игра «Кто скорее соберет пословицу?»
д) Чистоговорки
а – а – а – мы видим слона
я – я – я – вот ползет змея
са – са – са – в лесу бегает лиса
С целью совершенствования четкости произношения при любом темпе речи провожу работу над дикцией. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, совершенствующие дикцию. Для решения этой задачи применяю определенную систему упражнений, работая над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
3) Упражнения на отработку дикции.
а) Чтение гласных с ярко выраженной артикуляцией каждого звука:
по ленте букв;
парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е;
строчками: а-о-у-ы-э (вперед и обратно), а о у и э, а и у о э;
вразбивку по нескольку гласных: а о е, и е я, у э ю.
Упражнения на развитие речевого аппарата.
а) Чтение шепотом и медленно:
ра – ра – ра - начинается игра
ры – ры – ры – у нас в руках шары
ру – ру – ру – бью рукою по шару
б) Чтение тихо и умеренно:
арта – арда
арса – аржа
В формировании смыслового чтения большое внимание уделяю упражнениям для расширения поля чтения.
«Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.
Или по моему знаку ребята начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.
Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:
Упражнения по развитию речевого дыхания.
Упражнения для развития голоса, дикции.
Чтение слова с разными оттенками интонации.
Чтение по ролям, в лицах.
Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.
Инсценирование произведения или его эпизодов.
Упражнения по развитию мимической выразительности.
Работая над смысловой стороной, использую чтение с выделением ключевого слова по смыслу. Например, учащимся предлагается предложение (текст): Медвежата родились в берлоге в январе.
Задание. Прочитайте предложение, ответив на вопросы:
-Кто родился в берлоге? (Дети читают, интонационно выделяя голосом ключевое слово)
-Медвежата родились в берлоге в январе.
-Когда родились медвежата?
-Медвежата родились в берлоге в январе.
-Где родились медвежата?
-Медвежата родились в берлоге в январе.
Такое прочтение предложения (текста) с выделением ключевого слова направлено на развитие выразительности чтения, внимательного отношения к слову, умения находить главную информацию. Кроме того, задание можно усложнить, предложив сильным учащимся самим задавать вопросы к предложению (тексту).
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Какие основные этапы нельзя пропускать?
1.Работу с незнакомыми словами, объяснение незнакомых слов.
Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.
2.Работа с многозначными словами.
Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.
3.Работа с фразеологизмами
1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.
Пример
1. Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).
Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.
4.Рассказ по предложению
Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
Пример
И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
5.Развитие читательского воображения
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.