Формирование универсальных учебных действий
во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию универсальных учебных действий.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации;
социального становления личности;
профессионального самоопределения.
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин
Условиями успешности формирования УУД во внеурочной деятельности является проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития ребенка, осознания факторов, способствующих его развитию, и факторов, тормозящих этот процесс. Организовывая внеурочную деятельность, педагог планирует помощь ребенку в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я.Корчак). Отношения между педагогом и воспитанником превращаются в диалог.
Какие действия педагога позволяют сформировать УУД во внеурочной деятельности?
к детям не с ответом, а с вопросом;
учитель и ученик вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель занятия;
учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
учит разным способам выражения мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества;
обучает детей приемам работы в группах, анализируют конфликты и находят совместно пути их решения;
не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребёнка по сравнению с его вчерашними результатами.
Как помочь формированию УУД во внеурочной деятельности?
Личностные УУД.
Помните, каждый ребенок – индивидуален.
Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
Главное - личность, которую вы формируете.
Регулятивные УУД.
Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения.
Научите детей контролировать себя, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать свою работу. Научите исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД.
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
Не бойтесь «нестандартных занятий», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы.
Напоминайте о правилах ведения дискуссии.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы (например, Кто? Почему? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Познавательные УУД
Учите детей мыслить системно.
Используйте схемы, планы.
Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.