Автор: Громова Ольга Борисовна,
учитель,
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мончегорская коррекционная школа»
г. Мончегорск, Мурманская область
Формирование экологического сознания обучающихся
через экологизацию учебного процесса
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем регионе и в стране.[1]
Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей.
Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.[7]
В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений и в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга. Практика показывает, что модель воспитания, господствующая в детских садах, учреждениях дополнительного образования, школах и даже семьях направлена на развитие исключительно левого полушария, т.е. на развитие у детей способности к ступенчатому, а не целостному восприятию окружающего мира.[11]
Объяснить это можно тем, что в обыденном сознании бытует представление, будто бы дети в своем восприятии явлений идут от части к целому. В то время как психологами давно доказано обратное: даже в младенческом возрасте ребенок вовсе не воспринимает только отдельные предметы, а охватывает ситуацию в целом. По мере взросления его восприятие, не изменяя своей внутренней сущности, начинает действовать в союзе с другими функциями и поэтому видоизменяется.
Для развития образного мышления необходимо расширять каналы ввода информации, активно используя не только слух и зрение, но тактильную чувствительность, невербальное восприятие (музыку, пение, рисование, лепку, сочинение стихов, инсценировку и другие).
Между тем образование и воспитание детей младшего школьного возраста осуществляется вопреки тому, что мироощущение этих детей характеризуется доминированием работы правого полушария, а значит, и развитостью воображения и способности целостно воспринимать мир. Это диктует настоятельную потребность в радикальном пересмотре принципов воспитания младших школьников с учетом особенностей их психического развития. А вот опыт социальных отношений у них чрезвычайно беден и ограничен. Основное внимание детей этого возраста концентрируется на социальном круге отношений - к самому себе, к сверстникам, взрослым (учителю, родителям). Для детей, входящих в социальный мир, этот аспект оказался, более значим, чем отношение к природному окружению, которое воспринимается ими как данность, как естественный жизненный фон.
В подростковом возрасте восприятие окружающего мира характеризуется некоторым отходом от персонифицированного отношения к осознанию природы, прежде всего как к утилитарной ценности, поскольку информация о ней изобилует данными об ее утилитарном предназначении. Осуществляя наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки, быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяет. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитие экологической культуры.[11]
Как показывает практика, формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью - малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначимы. Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.
В этом могут помочь различные диагностические тесты (типа «Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и о своем месте в ней. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.
Опыт показал, что родителям, педагогам особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит больше всего, он вызывает реакцию сопротивления и воспринимается подростками как недооценка их возможностей.
Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не ущемляя чувство взрослости ребят, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Больше внимания следует уделять и тому, чтобы оценки и суждения исходили, по возможности, не от педагога, а от самих учащихся и тогда эти оценки могут стать стимулом в усвоении этических норм, осознании подлинно культурных ценностей. Это особенно успешно достигается в том случае, если общение происходит в форме диалога. В диалоге обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Самое главное в диалоге - не столько овладеть умением, отстаивать свою точку зрения, сколько научиться сомневаться в ней.
Человек развивается как личность, овладевая техникой диалогового общения, включающий не только умения взаимодействовать с другими людьми, но и вести свой внутренний диалог. Овладение способностью вести свой внутренний диалог происходит в подростковом возрасте.
И, несмотря на то, что этот внутренний диалог до конца не разрешим, поскольку любое моральное суждение двойственно, искажение нравственного развития наступают именно тогда, когда этого внутреннего спора не получается. Здоровая нравственность - это и есть способность вести внутренний диалог, постоянно делая выбор в той или иной моральной ситуации. Педагогу, стремящемуся оказать содействие подростку в самосовершенствовании, важно так построить общение, чтобы выбор и постановка задач переживались им как собственное действие. Только такая модель отношения является эффективной. Инициирование процессов самопознания с привлечением игровых и практических их форм деятельности позволяет сформировать у подростков экологически ценное отношение к природе и, дав толчок к нравственному самосовершенствованию, побудить духовное начало в подрастающем человеке.[9]
Сегодня, как показывает практика, содержание деятельности в которую вовлекаются учащиеся, независимо от возраста следует обогащать за счет: сочетание экологического воспитания с экономическим в интересах развития прогностических способностей детей; включение в воспитательный процесс туристко-краеведческой работы, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом; насыщение совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности; создание дома и в школе особой с ориентированной на экологические ценности (ЗОЖ, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в благоустройстве двора, улицы, района, города); обращение к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, дабы преодолеть у школьников пессимизм, возникающий на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых, особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений ;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания -формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.[11]
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).
Было выявлено, что воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта одного поколения людей - другому. Однако, природная среда не менее, чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением.
Процесс экологического воспитания в широком смысле - это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.[3]
Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры -совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.
Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.[4]
Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. При этом каждый из рассматриваемых процессов не может выступать достаточным, но является необходимым условием эффективности развития экологической культуры.
Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. На уровне целенаправленных педагогических воздействий «экологической образование» и «экологическое воспитание» -равноценные и самоценные категории, имеющие свою специфику и играющие особую роль в развитии экологической культуры личности.
Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Экологическое образование — целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.
Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Специфической движущей силой процесса экологического воспитания школьников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Школьник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду.
Данное противоречие характерно для всех уровней процесса экологического воспитания. Обострения глобальных экологических проблем выступило сегодня в острейшее противоречие с потребительской культурой населения планеты и стимулирует человечество к соизменению, переориентации, поиску новых принципов взаимодействия с окружающим.
Процесс освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и, как уже было отмечено, отличается своей интенсивностью. В связи с этим в экологическом воспитании школьников особо важен принцип «опережающего педагогического воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространяться и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.[10]
Важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания школьников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.[13]
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Например, в 4 классе они проходят в форме заседания КОАПП (детской радиопередачи "Комитет охраны авторских прав природы").
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.
Воспитатель должен тщательно готовиться к экскурсии и подробно планировать её.
1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Мир природы - среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия.
Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека. Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.
Экологическое сознание выполняет важные функции.
1 .Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
2.Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умение осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.
3.Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности.
4.Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав - все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны.
5.Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой. Экологическое сознание как важная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.
Цель системы - в развитии экологического сознания детей как совокупность знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности.
В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристко-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.
Немалую помощь в экологическом воспитании детей оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы (например, «Свирель», «Свирелька») уделяют много внимания воспитанию бережного отношения к природе. Радио и телевидение организуют детскую природоохранную деятельность: разъясняют, как зимой помогать животным и птицам, как ухаживать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки.
Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношении к природе и людям.[10]
Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
Критерием эффективности экологического воспитания могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реального улучшения окружающей среды в своей местности, достигнутое усилиями школьников. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Процесс экологического воспитания в широком смысле - это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
1. Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
2. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит: а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).
3. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.
4. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
5. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
6. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.
7. Вопросами экологического воспитания и образования школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.
8. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе. Единство экологического сознания и поведения - сущность экологического воспитания.
9. Экологическое воспитание должно находиться в тесной взаимосвязи с экономическим, эстетическим, нравственным, правовым и другими воспитаниями. Только в результате такой взаимосвязи и предъявлении единых педагогических требований можно воспитать экологически развитую личность.
Список использованной литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М: Высшая школа, 1999.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
Взаимодействие общества и природы: Филосовско-методологические аспекты экологической проблемы: (Сб. ст.)/ отв. Ред. Е.Т. Фадеев. - М.: Наука, 1986.
Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. - М.: 1995.
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 1999.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Растов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Сост и автор вступит статьи М.И. Мухин. Киев «Радянська школа», 1983.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. - Улан -Удэ, 1990.-29с.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983.-303с