Экологическое воспитание учащихся на уроках географии
Содержание
6 класс
При изучении темы «Загрязнение гидросферы» у уч-ся формируются представления об основных источниках и причинах загрязнения гидросферы. Рассматриваются вопросы о расходование пресной воды: орошение, в промышленности, в быту. Выявляются основные загрязнители гидросферы. Определяются меры по охране гидросферы от загрязнения.
При изучении темы: «Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы» у уч-ся формируются умения объяснять воздействие человека на компоненты и ПК в целом; взаимосвязь между природными компонентами географического комплекса своей местности, населением и его хозяйственной деятельностью.
На уроке «Человек – часть биосферы» формируются представления о степени влияния человека на природу, о проблемах охраны природы. Уч-ся составляют правила разумного поведения человека в природе.
7 класс
При изучении темы «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность» у уч-ся формируется представление о природных комплексах суши и океана, вводится понятие «антропогенный природный комплекс».
При изучении раздела «Океаны и материки» уч-ся приобретают умения объяснять изменение компонентов природы континента под влиянием деятельности человека. Так, при изучении Африки, проводится урок по теме: «Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки». Знакомясь с природой материков, уч-ся рассматривают экологические проблемы рек, растительного и животного мира и пути их решения.
В конце учебного года изучается тема: «Взаимодействие природы и общества», которая способствует формированию представлений о влиянии природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; об основных изменениях, происходящих в природе в результате хозяйственной деятельности. Рассматриваются экологические проблемы: местные и общемировые. Вводятся понятия: «Международный союз охраны природы и природных богатств», «Красная книга».
8 класс
Особое место по формированию экологической культуры отводится в 8 классе «География России. Природа»
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» знакомит учащихся с влиянием хозяйственной деятельности человека на рельеф России, рассматриваются антропогенные формы рельефа: терриконы, овраги и т.д.
При изучении темы «Водные ресурсы России» уч-ся выполняют пр. р.«Обеспеченность водными ресурсами регионов России», где учатся оценивать обеспеченность водными ресурсами крупные регионы России и свой регион, составлять прогноз их использования.
На уроке «Почвенные ресурсы России» уч-ся изучают изменение почв в процессе их хозяйственного использования, меры по сохранению их плодородия. Знакомятся с экологическими проблемами почв, такими как: водная и ветровая эрозия, внесение удобрений и ядохимикатов и др. Вводится понятие «мелиорация», определяются виды мелиораций: орошение, осушение, известкование, защитные лесопосадки и др.
При изучении темы «Растительный и животный мир России» выполняется пр.р. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира».
На уроке «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира» определяется роль органического мира в жизни и деятельности человека, необходимость охраны и восстановления флоры и фауны. Формируются понятия: «заповедники», «заказники», «национальный парк».
Отведены уроки на изучение тем: «Экологические проблемы Омской области», «Особо охраняемые территории Омской области». Уч-ся знакомятся с заказниками, микро-заказниками, природными парками родного края; изучают памятники природы Омской области: ботанические, водные, геологические.
При изучении темы «Природа регионов России» формируются знания о памятниках природы каждого природного комплекса, выявляются «Проблемы рационального использования природных ресурсов». Уч-ся приобретают умения давать характеристику взаимодействия природы и общества в каждом регионе России; умение прогнозировать изменения ПК в результате хозяйственной деятельности человека. Особое место отводится изучению темы: «Экологические проблемы Урала».
В разделе «Человек и природа» формируются представления об антропогенных воздействиях на природу и рациональном природопользовании; представление об экологической ситуации в России и в Омской области. В конце учебного года уч-ся выполняют практическую работу «Характеристика экологического состояния района России», где определяют источники экологической опасности, и возможные пути решения экологических проблем региона.
9 класс
В 9 классе в курсе «География России. Население и хозяйство» на уроке «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», формируются знания о проблемах и перспективах использования природных ресурсов России. Уч-ся выделяют основные виды природных ресурсов (исчерпаемые и неисчерпаемые) и приводят примеры рационального и нерационального их использования. Рассматриваются проблемы добывающей промышленности.
Далее при изучении каждого межотраслевого комплекса, выявляются возникающие экологические проблемы в результате влияния МОК: металлургического, ТЭК, химико-лесного комплексов, ВПК и др.
В конце учебного года при повторении учебного материала закрепляются знания о ресурсном характере экономики России, об экологических проблемах России.
10 класс
Закрепляются знания о проблемах использования природных ресурсов России.
После изучения каждого экономического района уч-ся определяют проблемы данного района, в том числе и экологические. Рассматриваются сложные экологические проблемы Европейского Севера, экологические проблемы Азовского моря – Северный Кавказ, проблему «Большой Волги» - Поволжье. У уч-ся формируются умения давать оценку экологическим ситуациям регионов России: в разных частях Урала, водные проблемы Волги и т.д.
На уроке по теме: «Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы» уч-ся выполняют практическую работу « Взаимодействие природы и человека». На уроке «Экономические, социальные и экологические проблемы Урала» в ходе выполнения практической работы « Экологическая ситуация в разных частях Урала», уч-ся определяют причины и источники тяжелой экологической ситуации района.
Уч-ся учатся размышлять о взаимодействии природы и человека на примере Западной Сибири и Омской области.
11 класс
В курсе «Экономическая и социальная география мира» у уч-ся расширяются представление уч-ся о взаимодействии общества и природы; развиваются умения объяснять сущность природоохранной деятельности и экологической политики.
На уроке по теме «Загрязнение и охрана окружающей среды» формируются представления об антропогенном загрязнении окружающей среды, главных путях решения природоохранных проблем.
При изучении темы «Географическое ресурсоведение и геоэкология» закладываются понятия: «Географическое ресурсоведение», «Природно-ресурсный потенциал», «Ресурсный цикл», «Геоэкология», «Мониторинг окружающей среды».
В разделе «Насущные проблемы человечества» формируются представления о глобализации и глобальных проблемах человечества, в том числе и экологических: сущности, причин возникновения и путях решения.
Внеклассная деятельность
С октября 2014 по март 2015 г совместно с Путиной Т. Н. организовала участие группы уч-ся 8 – 12 классов в региональном интеллектуальном экологическом марафоне «Эколог года – 2015». Пройдя отборочный тур, наша команда «Гармония» одержала достойные победы в четвертьфинале и полуфинале и вышла в финал, где соревновалась с 4 командами из гимназий города и заняла заслуженное 3 место. Для финальной игры нами был адаптирован сценарий экологической сказки «Как Вовка живую воду искал», и поставлен мини-спектакль.
Региональный интеллектуальный экологический марафон «Эколог года – 2015»
Всероссийский конкурс экологического плаката «Добрее к природе» 26 декабря 2014 2 чел 8-а
2013-2014 г Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая береза» 5 человек: 7, 8, 10, 11 классы
2 чел (литературный конкурс «Солнечные странички» номин.: «Турнир поэтов») Лауреат: Никонова Анна, 2 место – Воробьева Мария
Международный детский Творческий конкурс по экологии «Здоровье планеты? В моих руках!» 1 человек – сертификат
Общешкольный проект «Памятники природы родного края», итоговое мероприятие «Омск – город сад».
Экологическая игра «Паутина» для учащихся 8 – 11 классов (в соавторстве с коллегами МО) – апрель (?) 2014 г
Региональный фестиваль «Экология. Творчество. Дети». Изобразительное творчество в номинации «Анималистическая скульптура». 2 человека. Артемьева Рубина – лауреат 1 степени (Диплом Экоцентра), Радьков Владислав – 1 место (Диплом Министерства образования). Январь-февраль 2016г.
Региональный интеллектуальный экологический марафон «Эколог года – 2016» - вышли в финал, который состоится 10 марта 2016 г.